Усова Виолетта Алексеевна
Рекомендации для педагогов по развитию нравственного воспитания у старших дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществляя нравственное воспитание детей с ЗПР, следует учитывать особенности этой категории детей и выстраивать работу по развитию нрав-ственных качеств, морально-этических установок, которые определяют пове-дение в конкретных жизненных ситуациях, таким образом, чтобы преодолеть их социальную дезадаптированность.
Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не инте-ресны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Публикация «Рекомендации для педагогов по развитию нравственного воспитания у старших дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Давно известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задерж-кой психического развития как на фронтальных коррекционно- развиваю-щих занятиях, так и в индивидуальной работе является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основной метод коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.
Игровая педагогическая технология отличается существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы учебно-познавательной направленностью.
Чтобы это реализовать, требуется применение следующих рекомендаций:
1. Подборку игр использовать не только на коррекционных занятиях, но и во всех режимных мероприятиях в течение дня.
2. Содержание игры должно усложняться по дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
3. В дидактических играх необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, который должны нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
4. Для наилучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры необходимо задействовать несколько анализаторов (слуховой и зрительный, слуховой и тактильный).
5. В игре дидактические задачи должны сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
6. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
7. Подбирать такие дидактические игры, которые создают положительный эмоциональный фон, при котором все психические процессы протекают наиболее активно.
8. В дидактической игре должны быть правила. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
9. Важно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
10. Необходимо применять красивые и яркие наглядные пособия.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключе-ния семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
В работу с родителями входят:
1. Собрания на нравственные темы;
3. Тренинги по проблеме;
4. Вечер вопросов и ответов;
5. Проведение совместных мероприятий.
Доведение до сознания родителей важности нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть при-меры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.