Нелли Дьяченко
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений, как основы формирования толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников
1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
• обращайтесь по имени;
• занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
Публикация «Рекомендации для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений, как основы формирования толерантности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
• Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
• Не возникает ли желание его перебить?
• Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
• Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
• исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
• обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
• постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т. д.)
4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как"демонстрация расположенности" : спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?
6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
• как часто вы улыбаетесь детям;
• способны ли вы смеяться вместе с детьми;
• как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
7. Учитесь видеть себя со стороны:
• чаще анализируйте собственную деятельность;
• стремитесь ставить себя на место ребенка;
• развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.
Для убеждения вам необходимо:
• быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
• ясно и понятно излагать доводы детям;
• проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
• требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
• наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
• оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
• возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
• предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
• вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
• предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
• ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
• выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
• разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
• непонимание психологической ситуации, настроения детей;
• недостаточная саморегуляция;
• несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
• механическое копирование стиля общения коллег.