Наталья Баранцева
Рекомендации для молодого педагога по использованию ИКТ при реализации образовательной (рабочей) программы
▼ Скачать
Рекомендации для молодого педагога по использованию ИКТ при реализации образовательной (рабочей) программы
Выполнила: Баранцева Наталья Михайловна,
учитель надомного обучения,
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности. Одна из важных задач педагога – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Публикация «Рекомендации для молодого педагога по использованию ИКТ при реализации образовательной (рабочей) программы» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Актуальным помощником в решении этих задач является информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ).
Что понимаем под ИКТ:
- технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
- использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на занятиях необходимо и мотивировано тем, что они:
- способствуют формированию информационной компетентности обучающихся, развитию коммуникационных компетенций у всех детей, повышению познавательной активности и учебной мотивации;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения и воспитания;
- развивают творческий потенциал обучающихся;
- делают занятие современным.
Использование ИКТ на занятиях и во внеурочное время является наиболее сложным и очень ответственным делом. Это связано с уже существующей технологией проведения занятий, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени, способов и форм применения этих технологий к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
Использование ИКТ способно преобразить процесс воспитания и обучения, сделав учебно-воспитательную работу более эффективной и привлекательной, позволяет по – новому организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Мультимедиа технологии позволяют детям изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания учиться, развивают интерес к изучаемому предмету.
С использованием ИКТ роль педагога в образовательно-воспитательном процессе меняется, он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником в получении информации.
Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями. Она наиболее универсальна, проста в работе.
Презентация – это вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации; наглядное сопровождение подачи информации - доклада, выступления; средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока или занятия.
Использование презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
В функции педагога электронная презентация представляет:
• наглядное пособие;
• источник учебной информации;
• тренажер;
• средство диагностики и контроля.
Уверена, что создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной теме, учит правильно доносить информацию до слушателей, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.
Слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития обучающихся и их педагогов, позволяют освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, следовательно, реализуют федеральный образовательный стандарт.
Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того, чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, которые будут использоваться на данном уроке.
При проектировании уроков с использованием ИКТ необходимо учитывать следующее:
- эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, детальный анализ электронных ресурсов, определять методику и основные виды деятельности с данными ресурсами.
- санитарные нормы работы обучающихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы - 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.
- организационные формы урока: число компьютеров в классе и число обучающихся может разнится. Учеба предполагает индивидуальный режим работы.
Задача учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Подготовка и проведение занятий с компьютерной поддержкой требуют от него много времени и терпения, но приносят большое удовлетворение и обучающимся, и педагогу. Таким образом, основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности занятий. А для успешного освоения программы любой учебной дисциплины необходимо создать информационно-образовательную среду, которая предоставит обучающимся свободный доступ к информационному обеспечению (методички, справочники, энциклопедии).