Людмила Примак
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Юный агроном»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация «Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников»
«Юный агроном»
Авторы проекта: Смирнова И. С.
Примак ЛА.
Руководитель: Чернышева Т. В.
«Кто землю лелеет – того земля жалеет».
(народная пословица)
Краткая аннотация проекта
Главной идеей данного проекта является создание условий для внедрения системы работы, направленной на экологическое воспитание старших дошкольников и формирование элементарных естественно – научных представлений посредством практической деятельности детей.
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников „Юный агроном“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является реализация Программы ДОО в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
В МАДОУ «Детский сад №298» этот принцип положен в основу организации деятельности детей 5 – 7 лет в опытно – исследовательском центре «Юный агроном» с учетом возрастных особенностей и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проект разработан и ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и применения на практике экологических представлений, приобретенных в процессе систематического ухода за растениями в условиях группы и приусадебного участка.
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне - летний период, выращивая рассаду на подоконнике, и высаживая на приусадебном участке детского сада различные культуры из семян и луковиц.
Зелёное царство вызовет огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке, особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет ухаживать за ними.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный проект. По доминирующей в проекте деятельности: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: Создать условия для повышения экологической культуры детей посредством вовлечения их в поисково – исследовательскую и продуктивную деятельность.
Задачи:
1. Расширять и обогащать представления детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений, о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Продолжать формировать представления детей об уходе за растениями в комнатных условиях, в теплице и открытом грунте.
4. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
5. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности
7. Вовлечение родителей в проектную деятельность, как непосредственных участников образовательных отношений.
Принципы разработки и реализации проекта:
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Материалы и ингредиенты для проведения работы в центре «Юный агроном»: семена овощных культур, пластиковые стаканчики, земля для посадки рассады, лейки, лопатки, грабли, тяпки, секатор, рыхлитель, таблички с названиями культур, укрывной материал, опора для растений (колышки, органические удобрения, опрыскиватели, шланг для полива, контейнеры для рассады, мини теплица, тачка, ведра, перчатки, дневники наблюдений и другой вспомогательный инструментарий.
Ожидаемые результаты
Для детей
1. Сформированность представлений о растениях.
2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3. Сформированность правил техники безопасности при работе с натуральными объектами, почвой, инвентарём;
3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4. Вовлечение в творческую деятельность.
5. Развитие познавательного интереса к природе.
6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в проектной деятельности ДОУ.
Для педагогов
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий: «Река времени», мультипликация.
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Реализация проекта включает три этапа.
Подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта,
2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
4. Составление плана работы над проектом.
5. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта (внешняя и внутренняя).
7. Изготовить с детьми таблички - указатели с названиями растений для наших грядок, создание календаря огородника, мнемотаблицы по теме проекта, оформление тематического стенда.
8. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
9. Взаимодействие с семьей: Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение); изучение запроса родителей по данной теме (анкетирование).
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговое мероприятие: создание фильма с элементами мультипликации «Мы садили огород, помогал нам весь народ», проведение акции «Добрый урожай», постановка мюзикла «Жизнь овощей»
Сроки реализации проекта:
1эт. (подготовительный) - март 2021г.
2эт. (основной) - апрель – сентябрь
3эт. (заключительный) – сентябрь – октябрь
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
№
п/п
Мероприятия
Цели Сроки реализации
Ответственные
1. Родительское собрание «Воспитание экологической культуры у детей» Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
Март
Воспитатели,
родители
2. Анкетирование родителей
«Экологическое воспитание ребенка в семье» Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.
Март
Воспитатели,
родители
3. Консультация для родителей «Приобщение ребенка к огородничеству», «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей» Дать методические рекомендации по формированию у детей эстетического вкуса в процессе труда на огороде. Необходимости личного участия в опытно – экспериментальной деятельности.
Апрель
Воспитатели,родители
4. Подбор методической, научной и художественной литературы; наглядно-дидактических пособий; демонстрационного материала; видеоматериала.
Создать условия для реализации проекта «Юный агроном».
Март - апрель
Воспитатели,
родители,
педагоги ДОО
5. Сбор семян, приобретение садового инвентаря, грунта для посадки. Привлечение родителей к участию в реализации проекта Март
Родители
6. Создание каталога «Семена» Вызвать интерес и желание участвовать в проекте. Апрель Воспитатели,
родители,
дети
7. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Создать условия для реализации проекта «Юный агроном». Апрель Воспитатели,
дети
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики «Три вопроса».
Что мы знаем об овощах? Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
Овощи растут на огороде Что нужно для роста и развития овощей? Спросить у взрослых
Без воды растения не вырастут Можно ли овощи выращивать на окне? В энциклопедии
Солнце – источник тепла и света Чем отличается посадочный материал? В интернете
Овощи могут расти в земле Какие овощи можно выращивать на окне и на огороде? Прослушать по радио, посмотреть по телевизору
Овощи богаты витаминами Что вырастет из семечка? В художественной литературе
Основной этап
Апрель – май
№ п/п
Направление развития
Цели
Опытно- исследовательская
деятельность
Цели
Деятельность детей на станции «Юный агроном»
Цели
Старший возраст Подготовительный
возраст Старший
возраст Подготовительный
возраст
1. Беседа с детьми «Что такое огород и что на нем растёт?», «Овощи на грядке и здоровье в порядке» Расширять представления детей о культурных растениях и их свойствах на огороде.
Рассматривание семян в каталоге «Семена» через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Формировать умение узнавать семена некоторых растений, отличать их друг от друга.
Установка мини – теплицы
на приусадебном участке «Юный агроном» Создание благоприятных условий для вовлечения детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений.
2. Рассматривание энциклопедий о культурных растениях Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.
Творческое оформление «огорода на окне» Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
Труд на грядке (Подготовка грунта, грядок» Развивать трудовые качества, соблюдать культурно- гигиенические навыки при работе с землей; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
3. Дидактические игры: «Опиши овощ», «Угадай, что это?», «Вершки-корешки» Упражнять детей в классификации растений по месту произрастания.
Опыт – наблюдение за ростом лука, гороха. Формировать умение замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, гороха.
Посев в открытый грунт моркови, капусты, щавеля и специй. Высаживание рассады в теплицу (томаты, перец, баклажаны) Формировать желание выращивать растения своими руками; воспитывать чувство коллективизма, умение распределять обязанности.
4. НООД «Посадка семян овощей» Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
Посев семян бархатцев, циний, томата, кабачков, фасоли, перца. Формировать у детей интерес к опытно – исследовательской деятельности по выращиванию растений.
5. Лепка – аппликация:
«Овощи из пластилина», «Корзина с овощами» Развитие продуктивной деятельности детей. Формировать трудовые представления. Наблюдение за всходами и ростом овощных и декоративных культур. Формировать представления детей об изменениях, которые происходят у прорастающих семян.
6. Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист «Переполох в огороде», Т. Шорыгина «Летний дождик. Расширять представления детей о значении огорода для людей, с тем, какие культуры выращивают на огородах.
Заполнение дневников наблюдений Формировать способность фиксировать наблюдение в дневнике.
7. Рисование «Витамины на грядке». Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Наблюдение «Рассматривание почвы и ее обитателей». Формировать способность анализировать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями природы.
8. Совместная деятельность. Труд в уголке природы. Формирование у детей представлений о труде. Воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы. Познавательно – экспериментальная деятельность:
«С другом вместе веселей, мы посадим все быстрей» Формирование навыков высадки растений; напомнит фазы роста и развития растений, какие условия необходимы для нормального роста и развития.
9. Просмотр видео презентации «Сельскохозяйственная техника» Формировать представления детей о видах сельскохозяйственной техники, ее назначении.
Июнь - июль
№ п/п
Направление развития
Цели
Опытно- исследовательская
деятельность
Цели
Деятельность детей на станции «Юный агроном»
Цели
Старший возраст. Подготовительный возраст. Старший возраст. Подготовительный возраст
1. Аппликация «Посадили огород, посмотрите, что растет» Формировать творческие способности у детей. Опыт – наблюдение за ростом овощных культур на огороде. Расширять знания детей об изменениях, которые происходят с растениями (появление новых листочков, вместо цветков – завязь, появление новых усиков). Трудовая деятельность
«Полив грядок»
(Работа проводится через день)
Дать детям определенные представления о том, для чего необходима вода почве и растениям;
Трудовая деятельность
«Прополка грядок»:
(Работа проводится раз в неделю)
Дать детям определенные представления о том, какой вред наносит сорняк овощам.) Развивать трудовые способности.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
2. Беседа «Зачем нужно рыхлить почву» .Выявить причину потребности растений в рыхлении почвы. Заполнение дневников наблюдений Формировать способность фиксировать наблюдение в дневнике.