Людмила Руденко
Региональный компонент. Родительское собрание для родителей и детей подготовительной к школе группы «По имени и житьё»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: пробудить интерес к отечественным традициям, связанным с имянаречением, расширить представления об именах, их значении, продолжить формирование духовно- нравственную культуру детей и родителей.
Оформление и оборудование:
• именинные пироги;
• рушники;
• материалы для аппликации «Ромашка»;
• бланки анкет.
Публикация «Региональный компонент, Родительское собрание для родителей и детей подготовительной к школе группы „По имени и житьё“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители, мы очень рады видеть вас сегодня в нашем детском саду. Предлагаю поговорить с вами о важных и значимых вещах в жизни каждого человека. Я вам загадаю загадку и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.
-В огне не горит, в воде не тонет, в земле не гниет? (имя).
Правильно. Сегодня мы поговорим об именах и традициях и обрядах, связанных с имянаречением.
Воспитатель: Каждому человеку при рождении дается имя. Человек проносит его через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языка.
Имя человека выделяет его среди окружающих и утверждает его един-ственность и неповторимость. На Руси сложилась традиция давать ребенку имя какого-либо святого, который становится, его небесным покровителем. Имянаречение младенца совпадало с обрядом крещения, с которого и начиналось его человеческая судьба, приближение к Богу и приобщение к миру духовного. Имянаречению придавалось большое значение, так как по народным представлениям, имя было тесно связано с судьбой человека и в известном смысл предопределяло ее, иногда это проявлялось вскоре после рождения: через какие либо обстоятельства или поведение новорожденного, которые воспринимались как знак или ориентир при имянаречении. Официальным именем ребенка наделяли, как правило, крестные родители, советуясь со священником и согласуя свой выбор по святцам. Порядок имянаречения по святцам был следующий: девочке давали имя той святой, день памяти которой приходился на восемь дней вперед или назад от дня рождения новорожденной, а мальчику - имя святого, день памяти которого отличался в рамках восьми дней после появления младенца на свет.
День рождения - это рождение человека, а день именин - это день наречения его именем день памяти святого под этим именем, поэтому день телесного рождения оставался незаметным, а праздновался день имени или ангела.
Имя давалось новорожденному как примета, по которой можно выделить его из семьи, из рода. Существовали различные характеристики имен:
Духовные имена - а какие это имена, знают наши дети и сейчас вам они расскажут.
Ребенок: Тимофей – «почитающий Бога, богоязненный»; Михаил – «кто как Бог», «божественный»; Федор - «божий дар»; Захар – «помни о Боге»; Богдан - «Богом дан». Воспитатель: Какие имена называют охранными?
Ребенок: Безобразник, Старик, Кощей, Злоба, Ненаш, Неудача, Захворай, Неустой, Нелюба.
Воспитатель: С какими именами связаны весенние посадки растений?
Ребенок: Сей морковь и свеклу на Кузьму (1 мая). На Луку высаживают на грядку лук (5 мая). Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь (6 мая). На Сидора можно сажать огурцы (27 мая).
Инсценирование детьми стихотворения Ю. Благова «Выбор имени».
Воспитатель: Ребята давайте расскажем родителям, что означают ваши имена.
Дети рассказывают о значении своих имён.
Воспитатель: А вы, уважаемые родители, знаете значение своего имени. И своего небесного покровителя имени которого вы названы?
Ответы родителей.
Воспитатель: Каждого из нас можно назвать ласково, нежно, а можно иногда назвать грубо. Сейчас мы с вами немножко потрудимся. Предлагаю вам вместе с детками выполнить аппликацию «ромашка». В центре нужно вписать имя ребенка. На лепестках ромашки надо написать ласкательные производные от имени или семейного прозвища ребенка. На листке цветка напишите имя, с которым обращаетесь к ребенку, когда сердитесь. Вместе с ребенком выберете то обращение, которое ему нравится больше всего и приклейте на него божью коровку.
После выполнения работы каждая семья зачитывает имена, написанные на цветке, и какое имя больше всего нравится ребенку.
Воспитатель: То, что ваши дети выбрали именно такие ласковые имена, подтверждает народная мудрость в пословицах: «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает». Наши дети тоже знают пословицы об именах.
• Человек имя свое знает.
• Человек дается имени, а не имя человеку.
• Сын не родился, а уж ему имя дали.
• С именем Иван, а без имени болван.
Воспитатель: Традиция празднования дня имянаречения известна с далеких времен. Обычно на кануне праздника семья именника пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебень за здравие, ставили свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин. Во время ужина существовала очень красивая традиция с именинным пирогом. Мать именника брала этот пирог и разламывала его над головой именника и верили, чем больше крошек сыпалось на его голову, тем счастливее и удачливее будет ребенок в этом году.
Сегодня мы вам подготовили пироги и хотим, чтобы вы попробывали выполнить эту традицию здесь и сейчас.
Мамам раздаются пироги и они под фонограмму песни «Многие лета» разламывают пироги над головами своих детей.
Воспитатель: Мы надеемся, что на день именин вашего ребенка, вы своими руками испечете именинный пирог и возродите эту традицию.