Светлана Орлова
Региональный компонент в образовательном процессе средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд№1)
В настоящее время на уровне общественного мнения рассматривается необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений, подчеркивается необходимость изучения в качестве базовой основы современного образования. По утверждению Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Публикация «Региональный компонент в образовательном процессе средней группы» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
(Слайд № 2)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО основные принципы дошкольного образования включают в себя :
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП) включает в себя региональный компонент. В нашем дошкольном учреждении – это парциальная программа «Нам дом - Южный Урал». На слайде обозначены цель и основные задачи данной программы.
Цель программы - способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культ уры, сделать ее своим достоянием.
Задачи программы:
- способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов Южного Урала;
- формировать эмоционально-положительное отношение к представителям культур Южного Урала;
- развивать умения творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской деятельности.
(Слайд № 3)
При реализации регионального компонента ООП педагогическая работа каждый воспитателя направлена на определённые цели, которые закладывают целевые ориентиры в каждой из образовательных областей : …
Целевые ориентиры образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» :
• Ребенок проявляет эстетическое отношение к произведениям уральского декоративно-прикладного искусства
Целевые ориентиры образовательной области «Познавательное развитие» :
• Ребенок интересуется сведениями о народном понимании мира, природы, космоса;
• Ребенок знаком с особенностью взаимоотношений членов семьи, наличием традиций в семье; с различными видами утвари в народном жилище, ее назначении.
• Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками.
Целевые ориентиры образовательной области «Развитие речи» :
• Ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);
• Ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений.
Целевые ориентиры образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
• Ребенок умеет рассказать о правилах игр, использует народные игры, игрушки в самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры;
• Ребенок проявляет эмоционально- активное отношение к играм, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в народных играх.
(Слайд № 4)
Программа «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства. Что определяет содержание психолого - педагогической работы, в моём случае, с детьми средней (4 – 5 лет) возрастной группы.
(Слайд № 5)
Содержания образования дошкольников построено на комплексно-тематическом принципе организации образовательного процесса, который предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого. Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу и выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально – образной форме. Реализация темы в разных видах и формах детской деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции, приближая её к партнёрской (из ООП ДО).
Данная таблица представляет интеграция тем основной образовательной программы и парциальной программы «Наш дом – Южный Урал».
(Слайд № 6,7) На данном слайде представлена недельная циклограмма планирования совместной, самостоятельной и образовательной деятельности в семье. Красным шрифтом выделены виды деятельности, реализующие региональный компонент. Данная тема – «Животный мир».
(Слайд № 8)Каждую неделю в циклограмму планирования включаются цели по формированию культурно-гигиенических навыков детей. Планируется перечень художественной литературы для чтения.
(Слайд № 9-11) Следующая тема «Народная культура и традиции». На данном слайде так же красным шрифтом выделены те виды деятельности реализующие региональный компонент. На данной неделе в циклограмму планирования были включены задачи по формированию культурно-гигиенических навыков детей. Планируется перечень художественной литературы для чтения.
(Слайд № 12-14) Тема «Город мастеров» так же отражает включенность регионального компонента во всех видах детской деятельности. Работа проводилась совместно со специалистами - инструктором по физическому воспитанию, изо руководителем, музыкальным руководителем.
(Слайд № 15)В реализации образовательного процесса в средней группе мной была использована парциальная программа «Нам дом - Южный Урал» и программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.