Надежда Косарецкая
Конспект занятия по экологии и математике «Речное царство Алтайского края» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
(старшая группа)
Экология + математика
Цель: Дать понятие, какие обитают животные и растения в водоемах;
Познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками водных обитателей: рыб, лягушек, насекомых, растений.
Пополнить словарь новыми словами - головастики, кувшинки, рогоз, камыш, жук плавучий, клоп-водомерка, название рыб.
Задачи: Воспитывать к водным обитателям бережное отношение. Закрепить счет до 10, представления о геометрических фигурах. Закрепить практические навыки измерения длины и сравнивать предметы по количеству.
Публикация «Конспект занятия по экологии и математике „Речное царство Алтайского края“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: Проектор со слайдами речными обитателями, мольберт с картинками «Рыбака» (из геометрических фигур, таблица-модель «Рыбы», удочки, ведерка (2шт, картинки «Найди отличия».
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, а какое сейчас время года? А хотите попасть в лето? (да)
Чем вам нравится лето? (тепло, загораем, купаемся, всюду цветы цветут, и т. д.)
Ребята давайте отгадаем загадку, и вы узнаете куда мы сегодня с вами отправимся.
С ручейка берет начало,
Что бы это означало?
Глубока и широка,
Средь полей течет… (река)
Воспитатель: Правильно, и мы с вами отправимся на речку. А как у нас называется река? (Чумыш)
- А как же мы туда попадем? (пешком, на машине и т. д.).
- Нам с вами быстрее всего к речке долететь. А чтобы быстро нам очутится на месте, я прочитаю волшебные слова, и вы все превратитесь в разных летающих насекомых. Давайте определимся, кто кем будет (ответы детей).
«Топ-топ, хлоп-хлоп, вокруг себя обернись, и в насекомое превратись. Крылья расправили и полетели. Осторожно спускаемся на берег (дети садятся на стульчики)
- Ребята, мы с вами попали в речное царство. Давайте познакомимся со всеми жителями этого царства.
Слайд
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется это растение? (ответы детей). Правильно, но его многие путают с рогозом. Давайте посмотрим отличия. У камыша, в отличие от рогоза, полностью отсутствуют листья, у него нет початков, как у рогоза. Соцветия камыша собраны в метелки, состоящие из колосков. Камыш с древних времен широко используется в хозяйстве из него плели коврики сумки, и другую утварь. Деревенские избы крыли камышовыми крышами.
Слайд
Воспитатель: Посмотрите на это красивое растение. Как оно называется? (ответы детей).
- Правильно, это кувшинка. Листья кувшинки лежат сверху воды, корни длинные и крепко держаться за илистое дно. Цветы кувшинки каждое утро всплывают и раскрываются, а вечером закрываются и уходят под воду.
Слайд
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, а кто это по воде бегает? Это клоп-водомерка. А вы знаете, почему так его назвали? Кто догадался? Правильно, он меряет шагами воду. Водомерки-хищники бегают по поверхности весь день в поисках пищи. Они обуты в особые «башмачки» на концах ног у них есть густые волоски, смазанные жиром поэтому они не проваливаются в воду. И скользят по воде как будто на лыжах.
Слайд
Воспитатель. Ребята, а вот жук-плавунец. По названию можно догадаться, что он хороший пловец. Не смотрите что он маленький это жук-хищник, а питается рыбешками и головастиками.
Слайд
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто такие головастики? (варианты ответов детей)
Правильно, это маленькие детки лягушки. Лягушка - мама откладывает (мечет) икру в воде. Затем из каждой икринки появляются головастики. Головастики совсем не похожи на своих родителей. Через некоторое время у них укорачивается и исчезает хвостик, вырастают лапки, и головастики становятся уже лягушатами.
Слайд
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, у лягушек сколько лапок? А у двух лягушек?
-Лягушки большую пользу приносят. Они поедают мошек, комаров, очищают воду и являются пищей для речных птиц. Ребята давайте перечислим речных птиц (аисты, цапли, крачки, чайки).
Слайд
Воспитатель. Ребята, а это, кто к нам ползет? Правильно (рак). Посмотрите, как он своими клешнями ловит добычу и ими же он и защищается, а усами ищет себе дорогу. Раки живут только в чистой воде. И если люди будут беречь от загрязнений водоемы, в них будут водится раки.
Слайд
Воспитатель. А вот ребята, и рыбье царство- пища для животных и людей. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Посмотрите, какие красивые рыбы. Скажите, что помогает плавать в воде рыбам? (хвост, плавники, тело). Расскажите, а что еще вы знаете о рыбах? (Рассказы детей). Ребята, а вы знаете, где рыбы спят? А спят ли рыбы в воде? Чем они могут питаются? (водорослями, моллюсками, насекомых, червями). А хищные рыбы чем питаются? (другими рыбами).
Проводится пальчиковая игра:
Всю семейку пескарей (ладонями показываем «рыбку»)
Окунь звал на юбилей. (приглашающие жесты ладонями)
Он за стол их посадил, (кладем ладонь на кулак)
Чаю в чашки им налил, (кладем кулак на ладонь)
Подал в вазочке варенье, (округляем ладони растопыриваем пальцы)
И на блюдечке – печенье. (округляем, ладони вкладываем одну в другую) Щука мимо проплывала, (показать «рыбку») И застолье увидала. (показываем «бинокль») Окунь щуку в дом позвал, (приглашающие жесты ладонями) Чаем щуку угощал, (кладем кулак на ладонь) Щука чай не захотела: (грозим пальчикам) «Пескарей бы я поела!» (облизываем рот) Им пришлось уплыть скорей (ладонями показываем «рыбку») Вот так славный юбилей (разводим руки в сторону)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мольберт (картинка человечка из геометрических фигур, таблица-модель «Рыбы», удочки и ведерки). Это человек- рыбак. Из каких ребят, геометрических фигур он состоит? (ответы детей). Дети, вам надо помочь рыбаку найти какую рыбу он поймал (дети на глаз соответствующую рыбу и примеряют). А теперь отгадайте - ка загадки.
Загадки
1. Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря
Сколько рыб домой Егорка на уху принесет? (9 рыб)
2. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей -
Поймал семь карасей,
Сколько рыб рыбаки поймали на обед? (10 рыб)
Проводится детская игра «Найди отличия на картинках» (каждое отличие отметить фишками и в конце сосчитать).
Воспитатель. Ребята, вам понравилось в речном царстве? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранять чистую реку? (не бросать мусор, не мыть в реке машины, нельзя мучить лягушек, не пугать водоплавающих птиц).
Жить в подводном мире хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь во круг!
Человек-природе друг!
Хорошо нам здесь было, но нам пора возвращаться в сад. Я снова произнесу заклинание: «Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя обернись и в ребенка превратись»