Папки-передвижки

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Дарья Ланскова
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

Данная статья посвящена речевым разминкам как методу обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необходимость использования речевых разминок на занятиях и в течении дня. Представленные упражнения и задания способствует развитию устной речи у детей, выработке умения выражать свои мысли, строить логические цепочки, приводить доказательства.

Публикация «Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова : развитие речи, дети старшего дошкольного возраста, речевое развитие, речевые разминки, обогащение словарного запаса.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших аспектов обучения русскому языку. Исходя из этого в процессе проведения речевых занятий и занятий в целом, особое внимание должно быть обращено на развитие речевой культуры дошкольника.

К большому сожалению, современные дети очень мало интересуются книгами, родители не прививают должного внимания к чтению книг, тем самым их речь далека от совершенства и их словарный запас остается очень бедным и пассивным. К такому мнению можно прийти в процессе посещения и проведения занятий у дошкольников, общения с ними. Примером этого могут послужить односложные ответы детей на вопросы учителя, непонимание значения отдельных слов, которые довольно часто используются в повседневной жизни, отсутствие в речи слов и выражений, которые делают ее наиболее выразительной, эмоциональной.

Анализируя современную литературу, на сегодняшний момент можно выделить огромное количество средств и форм обогащения словарного запаса дошкольника, как традиционные, так и инновационные. В то же время хотелось бы отметить, что на наш взгляд, одной из интересных и наиболее эффективных средств обогащения словарного запаса являются речевые разминки. Главная цель данного рода речевых упражнений заключена в том, чтобы настроить детей на работу, привить определенную культуру пользования своим речевым аппаратом, воспитать чувство ответственности за то, что говорит ребенок, и как он это произносит.

Остановимся на рассмотрении особенностей речевых разминок и их роли.

По определению Киселёвой Е. А., речевые разминки – короткие по времени (2–3 минуты) динамичные речевые упражнения, выступающие в роли одного из средств обогащения словарного запаса. 1. Согласимся с мнением автора считающего, что речевые разминки создают благоприятные условия, которые направлены на формирования умения взаимодействовать в группе, содействует развитию коммуникативной компетенции детей 1. В ходе упражнений, которые направлены на развитие и обогащение словарного запаса, дошкольники узнают много новой, полезной информации. Динамичные и разнообразные речевые упражнения помогут создать обстановку для увлекательного речевого общения, они способны с первых минут настроить на рабочий лад. Речевым разминкам по своему тематическому содержанию свойственна гибкость, такого рода упражнения легко и непосредственно впишутся в тематику любого занятия.

В методической литературе предлагаются разнообразные виды речевых разминок, которые целесообразно использовать в дошкольных образовательных учреждениях. Мы предлагаем те из них, которые нами апробированы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

«Вопросы по рядам». Условием данной разминки является возможность задавать вопросы, ответы которых заключены в формулировке «да» и «нет». Дети должны так сформулировать вопрос, чтобы сосед смог на него дать развёрнутый ответ. Данный прием направлен также на формирование умения формулировать вопросы, что представляет для детей определенную сложность.

Используя речевые разминки, воспитатель учит детей задавать вопросы, осмысленно отвечать на них, принимать участие в диалоге со сверстниками, взрослыми, таким образом, в процессе общения ребенок пополняет словарный запас.

Несомненный интерес представляет работа при помощи предметных картинок. Перед детьми создается речевая ситуация : учитель демонстрирует иллюстрацию и задает ребенку разнообразные вопросы, относящиеся к данной картинке: Кто изображен на рисунке? Где живут данные животное? Где встречается растение, изображенное на картине? и т. д.

В виде речевой разминки можно использовать игру - соревнование «Кто больше задаст вопросов к картинке».

Речевая игра «Кто больше?». Детям необходимо подобрать как можно больше определений к существительному (яблоко, мама, Родина и т. п.).

«Сдуваем пылинки». Учащимся необходимо вытянуть руку вперед и сдуть (на одном выдохе) с кончика пальцев воображаемую пылинку, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести ряд звуков.

«Кто дольше пропоет». Дошкольникам предлагается по команде тянуть гласный звук на одном дыхании. Победу одерживает тот, кто дольше всего «пропел» звук.

Предложенные виды работ направлены на отработку трудных с точки зрения артикуляционных и акустических особенностей звуков.

Скороговорные минутки также проводятся в виде речевой разминки для того, чтобы настроиться на занятие, снять умственное напряжение или для подготовки артикуляционного аппарата.

«Ролевая игра» является одним из современных методов обучения умению общаться. Данный вид игры активно применяется на занятиях и в процессе игровой деятельности детей. Ролевые игры помогают совершенствовать приемы речевого взаимодействия. Необходимо создавать речевые ситуации для того, чтобы у дошкольников возникала необходимость многократно проговаривать изучаемые и уже изученные слова.

«Магазин». Детям предлагается поиграть в магазин. Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Цель игры заключена в использовании как можно большего количества слов из данной группы. Побеждает та пара, которая использовала большее количество слов. Так же оценивается и учитывается организация самого диалога и соблюдение всех правил речевого этикета.

Рассмотренные нами игры - разминки способствуют не только осознанному усвоению дошкольниками языковых понятий и явлений, но и развитию эмоционально – волевой сферы детей, учат взаимодействовать, общаться друг с другом.

В игре ребёнок чувствует себя более уверенно, ему легче высказать свои мысли, так как «страх» ответить, поступить неправильно у ребенка исчезает. Часто в таких дидактических играх ребенок дошкольного возраста должен сам придумать правила, ориентироваться в ситуации самостоятельно, брать ситуацию в свои руки, что способствует развитию его лидерских качеств 2 .

Актуальными до сегодняшнего времени остаются слова Ипполитовой М. В., что использование речевых игр на занятиях, способствует пониманию детьми смысла высказываний, умению выделять главное, распознавать отдельные речевые ситуации и сочетания слов, развивать слуховую память ребенка, а также обогащает их словарный запас 3 .

Речевые упражнения способствуют развитию языковой компетенции, что выполняет требование государственного стандарта и формирует в ребенке умение правильно и грамотно говорить, читать и писать.

Благодаря многообразию форм речевых разминок, педагог решает целый комплекс задач: обеспечивает контроль знаний; повышает мотивацию; избегает стереотипов; решает воспитательные задачи и, самое главное, развивает у детей неподготовленную спонтанную речь.

Список использованной литературы

1. Киселёва Е. А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников // Молодой ученый. 2015. №23. URL : https://moluch.ru/archive/103/23901/ ( дата обращения:10.11.2018).

2. Ковальчук Г. А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К. Д. Ушинского // Начальная школа. 2001. № 10. С. 28-32.

3. Ипполитова М. В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста. М. : Просвещение, 1993. 262 с.

Публикации по теме:

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Физкультминутки для разминки на суше для всех возрастных групп детей дошкольного возраста Физкультминутки для разминки на суше для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. Физминутка «Улыбка» А теперь все вместе встали.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Разминки в русском народном стиле для детей старшего дошкольного возраста Ложки деревенские Музыкальный размер: 2/4. Дети стоят по линиям на середине зала. Исходное положение: встать в VI позицию. Руки на поясе.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Речевые игры на тему «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Речевая игра «Сколько овощей» (Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек). Задачи.

Речевые кубики как средство обогащения образовательной среды в детском садуРечевые кубики как средство обогащения образовательной среды в детском саду Актуальность. «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача взрослых.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 14:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Ланскова (УИ 2009955) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД