Папки-передвижки

Речевые игры с использованием легоконструирования как средство развития речи детей

татьяна сухарева
Речевые игры с использованием легоконструирования как средство развития речи детей
▼ Скачать +Заказ

Лего играем, речь развиваем!

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами – нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и, как следствие, не сформированность связной речи ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Речевые игры с использованием легоконструирования как средство развития речи детей» размещена в разделах

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Речь, как форма общения развивается в дошкольном возрасте ребенка. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику ребенка, позволяет воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Работая с детьми с нарушениями речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для психического развития ребенка. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Система дошкольного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Тем самым на педагога возлагается большая ответственность – помочь ребенку с нарушениями речи познать мир, сложный и недоступный. Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму в школе, является чистая, чёткая, правильная во всех отношениях речь. Целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная дошкольная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Как известно основным видом в дошкольном возрасте является игровая деятельности. В настоящее время большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей дошкольного возраста как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

В этом смысле технологии - «ЛЕГО» очень хорошо подходят для развития речевой функции.

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

При использовании «ЛЕГО» -технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи :

• дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;

конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, если ребёнок оближет его. При игре с конструктором у ребёнка руки остаются чистыми;

• после игры поделки можно хранить как в собранном виде, так и не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;

• получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха;

• нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

• позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;

• не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся работа педагога с ребёнком воспринимается им как игра.

«ЛЕГО» -конструктор позволяет осуществлять системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, так как позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения : «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия».

Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

• Неограниченный потенциал игры.

• Подходит для девочек и мальчиков.

• Подходит для всех возрастов.

• Подходит для любого сезона.

• Здоровые и спокойные игры.

• Можно долго играть.

Развивает речь, внимание, память, мышление, воображение и творческие способности.

Мы хотели бы обратить ваше внимание на возможность использования конструктора «ЛЕГО» в речевом развитии детей дошкольного возраста при организации деятельности учителя-логопеда или воспитателя с детьми имеющими речевые проблемы, а именно общее недоразвитие речи (ОНР).

Применение ЛЕГО при организации непосредственной деятельности по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:

• закрепления (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки изолированно, в слогах, словах и т. д.);

• формированию/развитию правильного длительного выдоха;

развитию словаря в рамках определенных тем с учётом календарно- тематического планирования;

• формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов и т. д.);

развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида).

Использованию разных сюжетов способствует разнообразие игровых наборов, представленных фирмой «ЛЕГО»;

• знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;

• овладению звуко -буквенным анализом и слого -звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

• формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Таким образом, использование конструирования и моделирования в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной речи, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.

Представляем вашему вниманию картотеку речевых игр, с использованием Лего-конструирования.

1. Знакомство детей со звуком.

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»).

В совместной деятельности с детьми не только учимся различать звуки, улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии используем лего при составлении схемы предложения.

«Произнеси звук кратко и протяжно»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

Ход игры : Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на плато». Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко. По аналогии работаем с любым звуком.

«Продолжи узор и произнеси слоги»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов.

Ход игры : Педагог: «Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

«Собираем чемодан»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.

Ход игры : Педагог: «Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

«Поймай звук»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.

Ход игры : Педагог: «У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора».

«Различаем звуки»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.

Ход игры : Педагог: «Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».

«Где находится звук?»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

Ход игры : Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «К»». Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «К» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Подбери слова к схемам»

Цель: Развивать фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.

Ход игры : Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков». Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

2. Игры на развитие слоговой структуры слов.

«Двумя руками сразу»

Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком. Педагог: «Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места. Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.

«Пальчики жмут на кнопочки»

Педагог предлагает детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный педагогом слог.

«Посчитай слоги»

Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

«Рассели животных по домам»

Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

3. Игры по усвоению лексики и грамматики по лексическим темам с использованием конструирования

«Один-много»

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число. Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

«Огромный, средний, маленький»

Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая. Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

4. Игры по развитие просодической стороны речи

В данном разделе предлагаются задания, направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи : высотой, громкостью, интонацией, ударением.

«Лесенка»

Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу педагога, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».

«Какой слог громче?»

Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора. По образцу педагога дети выкладывают на своих плато три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья – больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу педагога дети произносят цепочку из трех слогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если педагог указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слогов ударением выделяется первый слог. Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд.

Целый день кипит работа- Схемы читаем, творим, собираем! Мы из «ЛЕГО» строим что-то! Мы с удовольствием в ЛЕГО играем!

5. Игры по развитию лексики и связной речи

При проведении работы по развитию лексики и связной речи Лего-конструирование предоставляет широкие возможности, в частности: - конструирование предметов в рамках изучаемой темы («Мебель», «Транспорт», «Животные», «Рыбы» и т. д.) - составление описательного рассказа о созданном предмете - огромное количество образовательных бесед можно провести с использованием конструктора Лего. В атмосфере живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов. Вот некоторые из тем: «Мы купили в магазине овощи и фрукты», «Уход за любимым питомцем», «Домашние животные», «Кто как кричит», «Виды транспорта» и многие другие.

Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Воспитатель обыгрывает сказки совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.

Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие становятся более понятными и привлекательными для малышей! Дети легко запоминают их, пополняют словарный запас и обыгрывают их сами.

Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.

О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это все способствует лучшему усвоению речевого материала. В общем, в Лего играем, речь развиваем!

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры с использованием легоконструирования как средство развития речи детей
Опубликовано: 13 октября 2022 в 17:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры с использованием легоконструирования как средство развития речи детей» (включая файлы) размещена пользователем татьяна сухарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД