Левочкина Светлана Владимировна
Рекомендации родителям «Речевые игры по дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Игра «Кто или что может это делать?»
Публикация «Рекомендации родителям „Речевые игры по дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры по дороге в детский сад
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает, и т. д.
Игра «Что на что похоже»
Развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка. Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения):
- Белый снег похож на (что)
- Синий лед похож на…
- Густой туман похож на…
- Чистый дождь похож на…
- Блестящая на солнце паутина похожа на…
- День похож на…
Игра «Кто самый внимательный»
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
Игра «Весёлый счет»
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
Игра «Рыба, птица, зверь»
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
Игра «Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.
"Подбор объектов к действию" Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
Игра «Я дарю тебе словечко»
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
Игра «Задом наперед»
Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
Игра «Интеллектуальный теннис»
Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.
Игра «Узнавание»
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Игра «Цепочка слов»
Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка»:
- Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная.
- Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор.
- Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым.
- Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
Игра «Что для чего»
Активизация в речи сложных слов. Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы, например: хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец - в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице и т. д.
Игра «Цепочка слов»
Цель игры - закрепить умение выделять первый и последний звук в слове. Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста и т. д.
Игра «Веселый счет»
Согласование числительного с существительным и прилагательным. Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом и т. п.
Игра «Подружи слова»
Образование сложных слов: листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.
Игра «Все сделал»
Образование глаголов совершенного вида. Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.
Игра «Ты идешь, и я иду»
Закрепление в речи глаголов с разными приставками: ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить). Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
Игра «А что, если…»
Развитие связной речи и мыслительных процессов. Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает:
- А что произошло, если бы не было ни одной машины?
- А что произошло, если бы не было птиц?
- А что произошло, если бы не было конфет?
- А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим?
Игра «Найди дерево»
Выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры. Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игра «Как можно…»
Расширение и активизация словаря. Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)
Игра «Исправь предложение»
Исправление смысловых ошибок в предложении. Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет:
- Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
- Пол бежит по кошке.
- Наташа жила у ежика.
- Снежная баба лепит Ваню.
- Катя ужалила осу, и т. д.