Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
рекомендации родителям (
1. «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т. д.
2. «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).
сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т. д.
3. «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)
Публикация «Речевые игры и упражнения по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т. д.
Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т. д.
4.«Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)
Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т. д.
5.«Как называется?»
Посуда для сахара – сахарница, для соли -, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т. д.
6. «Найди общее»
Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.
7. Отгадать загадки о посуде.
- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
- Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
- Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)
- Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)
8. Есть – нет (родительный падеж): чайник –нет чайника, ложка — … сковорода — … стакан — … блюдце -… сервиз — … донышко -… кухня -… посуда — …
9. Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — …
10. Исправь предложения: Суп разлили по стаканам. На чайнике кипит чай. В сахарницу насыпали хлеб.
11. «Материал» (образование притяжательных
прилагательных)
Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из фарфора -.
Посуда из металла -.
Посуда из пластика -.
Посуда из дерева -.
Посуда из пластмассы -.
Посуда из бумаги -.
12. Игра «Гномик и великан»
Кастрюля. У гнома - кастрюлька, а у великана - кастрюлище.
Стакан. У гнома - стаканчик, а у великана - стаканище.
Нож. У гнома - ножичек, а у великана - ножище.
13. Игра "Составь предложения с предлогом "С"
С чем ведро, если в нем. (вода, молоко, морковь, картошка. ?
С чем кастрюля, если в ней. (суп, борщ, картошка. ?
С чем чашка, если в ней. (чай, кисель, кофе, молоко. ?
С чем банка, если в ней. (капуста, варенье, мед, мука. ?
14. Назови предмет посуды на звук:
[ч] – чайник, … [б] - … [н] - … [вь] - … [л] - … [к] - … [с] - … [т] - … [мь] - …
15. «Объясни, что делает этот предмет?»
мясорубка – рубит мясо
самовар - …
овощерезка - …
хлеборезка - …
соковыжималка - …
яйцерезка - …
чеснокодавка - …
16. «У какого предмета посуды есть это?»
Носик есть у …
Дырочки есть у …
Крышка есть у …
Одна ручка есть у …
Две ручки есть у …
Лезвие есть у …
Четыре зуба есть у …
17. Описательный рассказ:
какая посуда есть у вас на кухне.
Как называется?
Какого цвета?
Какой формы?
Какого размера?
Из какого материала сделана?
Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
Для чего нужна посуда?
18. Загадки про посуду:
Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.
Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.
Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.
Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.
Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
Среди ложек я полковник
И зовут меня … (половник)
- Как одним словом назвать все эти предметы?
19. Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца.
20. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний».
Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложка.
Чайник, кастрюля, хлеб, тарелка
Стакан, стол, тарелка, ложка.
Ложка, вилка, чашка, нож.
Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.
21. Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.
Выпил Яшка чаю чашку,
Мало чашки чая Яшке.
Ю. Чичев
Старик Скороговоров
Купил скороварку,
Разбил сковородку,
Забыл скороговорку.
И. Тополева
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принес.
А. Левшин
22. Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением.
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер, вытянулись.)
Он посуду нам принес.