МААМ-картинки

Речевой этикет в консультировании родителей детей с особенностями психофизического развития раннего возраста

Виктория Гахович
Речевой этикет в консультировании родителей детей с особенностями психофизического развития раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Речевой этикет в консультировании родителей детей с особенностями психофизического развития раннего возраста

В. А. Гахович

Науч. рук. – И. В. Филипович, канд. пед. наук, доцент

БГПУ (Минск)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности речевого этикета в консультировании родителей детей раннего возраста с особенностями психофизического развития : основные принципы, применяемые, формулы и шаблоны.

Публикация «Речевой этикет в консультировании родителей детей с особенностями психофизического развития раннего возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: консультирование родителей; речевой этикет; принципы.

Консультирование родителей детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) раннего возраста имеет свои отличительные черты: этот процесс построен на больших ожиданиях и надеждах родителей и такой же большой ответственности со стороны консультирующего специалиста. Ничто не должно разочаровать, расстроить или обидеть консультируемых, ведь чем раньше придёт понимание и принятие проблемы ребёнка, тем быстрее будут созданы подходящие ему условия и начнётся необходимая коррекционно-развивающая работа.

Важное значение в консультировании родителей детей с ОПФР имеет соблюдение речевого этикета. Кроме следования элементарным правилам вежливости в общении, речевой этикет помогает преодолеть следующие явления:

1) эмоциональное состояние родителей. При первом контакте с консультантом у родителей детей с ОПФР может быть разное эмоциональное состояние: эмоциональная растерянность, страх, чувство вины или обманутых надежд, негативизм, отрицание, состояние подавленности, синдром печали, эмоциональная отстранённость, ощущение беспомощности. Поэтому специалисту необходимо создавать атмосферу сотрудничества и доверия с родителями. Исходя из этого, специалисту нужно грамотно проводить интервью и беседы с родителями, используя правила речевого этикета.

2) поддержка со стороны консультирующего специалиста.

Наиболее адекватная роль учителя-логопеда при консультировании родителей детей с ОПФР – это не эксперт, дающий семье рекомендации, а партнёр, поддерживающий семью, помогающий повышению родительских компетенций, содействующий социально-психологической адаптации родителей [3]. Консультирующий специалист в роли партнёра должен обладать такими качествами, как эмпатия, честность, уважительность, вовлечённость в процесс.

Все авторы, занимающиеся проблемой речевой коммуникации, выделяют четыре основных принципа её успешности:

1) последовательности (вопрос-ответ) или по-другому – очерёдность говорения – это означает, что каждый говорит в свою очередь, предоставляя такую же возможность другому;

2) предпочтительной структуры (согласие немедленное, отказ обоснованный, умение держать паузу для предоставления выбора ответа, что гарантирует наилучший темп и ритм коммуникации, без форсирования и затягивания;

3) кооперации (уважение интересов других коммуникантов) – субъекты общения одинаково понимают цель коммуникации, что даёт возможность почувствовать единство, заинтересованность и пресечет лоббирование интересов только одного из собеседников;

4) взаимной вежливости – подтверждение значимости коммуникации, её ценности и эстетичности формы [1].

Безусловно, сама консультация должна быть образцом коммуникации со стороны специалиста, который её проводит. Для грамотного речевого взаимодействия необходимо не только соблюдать принципы успешной коммуникации, но и учитывать аспекты восприятия информации со стороны родителей. С одной стороны, это передача информации подготовленным субъектом – специалистом, с другой – принятие этой информации адресатом – обычным человеком, родителем ребёнка с определенной проблемой. Именно поэтому для успешной коммуникации в консультировании семьи детей с нарушениями в развитии непременно нужно учитывать следующие психолого-педагогические принципы :

1) принцип гуманистической направленности, который предполагает признание уникальности семьи (родителей) ребёнка с ОПФР и создание таких благоприятных условий взаимодействия в консультировании, которые стали бы основой понимания и принятия родителями особенностей малыша;

2) принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов, что позволяет учитывать особенности родителей детей с ОПФР и строить взаимоотношения на основе доверия и обмена;

3) принцип оказания личностно-ориентированной помощи ребёнку и членам его семьи позволяет осуществить консультативную помощь родителям ребёнка с ОПФР, с учетом специфики семейной среды и состояния ребёнка;

4) принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы гарантирует недопущение различных личностных и межличностных конфликтов между членами семьи ребёнка с ОПФР путем ориентации окружающих ребёнка взрослых на успешное взаимодействие [2; 3].

Правила речевого этикета, использующиеся в консультировании, формируются на основе коммуникативной культуры специалиста, которая выражается в следующих умениях:

видеть и принимать человека (людей, таковым каков он (они) есть, особенно родителей, воспитывающих малышей с ОПФР;

естественно, эстетично и грамотно осуществлять коммуникацию, тем самым давая её пример;

выстраивать отношения – получать максимальную эффективность в деловой (профессиональной) коммуникации по запросу со стороны семьи;

владеть манипуляцией – извлекать взаимную пользу от коммуникации, в любом случае, не смотря на её уровень.

Таким образом, консультирующий специалист должен быть не только внимательным и толерантным, тактичным и сдержанным, дружелюбным и понимающим, но и целенаправленным, ответственным. Рассмотрим особенности речевого этикета последовательно, в связи с этапами консультации.

1. Знакомство и установление контактов. В процессе первичного консультирования специалист выстраивает доверительные отношения с родителями ребёнка с ОПФР. Консультант выступает как в роли слушателя, так и в роли инициатора общения, поэтому ему необходимо уметь подстраиваться под родителей, быть ориентированным на родителя. Следовательно, консультирующему специалисту нужно правильно подобрать формулу обращения, соответствующую речевой ситуации, показать своё уважение и сопричастность. Речь учителя-логопеда должна быть модулированной, выразительной, грамотной. Наиболее часто употребляемыми шаблонами являются: «Давайте познакомимся», «Как мне вас называть?», «Что Вас тревожит в ребёнке?», «Какой помощи Вы ожидаете?» и пр.

2. Диагностическая беседа и слушание родителей. Зная особенности консультации родителей маленького ребёнка, специалист должен установить активную обратную связь, которая позволит устранить преграды, искажения информации в процессе беседы. Слушание родителей позволяет понять их проблему, получить более полную информацию, сделать коммуникацию более комфортной и выстроить доверительные партнёрские отношения. Наблюдательность консультанта помогает уловить тончайшие детали поведения и реакций родителей и использовать полученные данные в дальнейшей работе при выдвижении гипотезы. Начинать следует с кредита доверия, который высказывается как напрямую родителям : «Вы всё делали правильно…», «Я считаю вас хорошим родителем…», «Никто не виноват в том, что…», так и через обращение к ребё нку: «Какая замечательная у тебя мама», «Покажи, как ты её любишь», «Давай порадуем маму» и пр.

3. Выдвижение гипотезы или путей решения проблемы. В процессе беседы консультирующий специалист изучает родителей, одновременно воздействуя на них. Тонкая наблюдательность предупреждает возможность возникновения конфликта, помогает разрешить возникающие проблемы и прийти к необходимому обоюдному решению. Консультанту необходимо быть тактичным. Это проявляется в уважении чувств родителей, в подходе с оптимистической гипотезой к решению проблемы: «Так случилось, что у Вашего ребёнка есть проблемы. Давайте подумаем, как ему помочь», «Да, конечно. Но существует и такое мнение: …», «Сейчас можно многое изменить. Для этого …», «Я, как специалист, считаю …» и пр.

4. Принятие решения. Консультирующий учитель-логопед должен своим поведением повлиять на родителей, создать эмоционально-благоприятный фон, понять мотивы поведения собеседника: «Я понимаю ваше состояние». На данном этапе эффективным приёмом в процессе работы с родителями, является резюмирование. Обобщающие фразы дают слушателю уверенность в восприятии сообщения и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать содержание своей идеи. Тем самым, это помогает закрепить позицию специалиста и прийти к обоюдному принятию решения: «У Вас всегда есть выбор», «Я надеюсь, Вы поступите в интересах ребёнка» и пр.

5. Подведение итогов и прощание. Специалист совместно с родителями анализирует проделанную коллективную работу и подводит итоги. Процесс коммуникации проходит в партнё рских отношениях между собеседниками с дальнейшим намерением на сотрудничество: «Я рекомендую Вам… и могу помочь в области…», «Вы можете также обратиться… (куда, к кому)», «У нас получились хорошие результаты» и пр.

Исполнение данных принципов делает речевую коммуникацию в рамках консультирования успешной и продуктивной, а также оставляет от неё приятное впечатление, благодаря грамотно используемому речевому этикету.

Список использованных источников

1. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 272 с.

2. Семаго, М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Н. Семаго. – М. : АРКТИ, 2008. – 212 с.

3. Филипович, И. В. Технология консультирования семей по проблемам развития ребенка раннего возраста : учеб. - метод. пособие / И. В. Филипович – Минск : Веды, 2001. – 116 с.

Summary. The article discusses the features of speech etiquette in counseling parents of young children with special psychophysical development : the basic principles used, formulas and templates.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей группы раннего развития «Учите детей изображать»Консультация для родителей группы раннего развития «Учите детей изображать» Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное, полезное дело для своего малыша.

Консультация для родителей «Польза мозаики» для детей раннего развитияКонсультация для родителей «Польза мозаики» для детей раннего развития Роль мозаики в развитии воображения ребенка Для родителей всегда непросто принять решение, какая игрушка принесет больше пользы маленькому.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой этикет» Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой Этикет» (речевые клише в различных ситуациях) Test I 1. Поздравьте друга с днем.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой этикет в консультировании родителей детей с особенностями психофизического развития раннего возраста
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 19:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевой этикет в консультировании родителей детей с особенностями психофизического развития раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Гахович (УИ 2978471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД