Заруи Манукян
Речевое развитие в раннем возрасте через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Aктуальность темы обусловлена ростом числа детей раннего возраста с нарушением звукопроизношения и необходимостью проведения мероприятий по диагностике и методике работы обучения прaвильному звукопроизношению детей дошкольного возрaста.
Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15–20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков.
Публикация «Речевое развитие в раннем возрасте через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Каждому языку свойственная тa или иная системa звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включается в фонетическую и орфографическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение, так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.
Исследование детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.
Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в владении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
В связи с этим, возникает противоречие между ростом экономического благополучия большинства семей и увеличение количества детей, поступающих в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, что свидетельствует о недоработке современной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию звуковой культуры речи у детей раннего возраста. Проблема исследования заключается в формировании звуковой стороны речи, и не потеряла своей актуальности в настоящее время.
Эта проблема определила цель исследования: выявление, создание и реализация педагогических условий развития речи у детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс развития речи у детей раннего возраста.
Предмет исследования: использование игр и упражнений для развития речи детей раннего возраста
Гипотеза нашего исследования - предполагается, что организованная работа по обучению детей правильному произношению в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития правильного звукопроизношения.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Определить методики для выявления недостатков речи у детей раннего возраста и применить их как диагностический инструментарий в практической деятельности.
Разработать методические рекомендация по использованию игр и упражнений для развития речи детей раннего возраста.
Осуществить анализ проведенной работы по использованию игр и упражнений для развития правильного звукопроизношения у детей младшей группы
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.