Светлана Блескина
Речевое развитие в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие в детском саду.
В соответствии с ФГОС ДО каждое ДОУ составляет свою основная образовательную программу.
Основная образовательная Программа нашего детского сада построена на основе Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Речевое развитие в детском саду» размещена в разделах
Большое внимание в Программе уделяется развитию речи дошкольников в непосредственно образовательной деятельности, а также в игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкальной.
Речевое развитие включает овладение речью как средством общения. Поэтому уже в ясельной группе детям дают такие поручения, которые побуждают их общаться со сверстниками и взрослыми. Например: «Скажи, кто пришёл?», «Попроси у Оли…», «Передай Марье Ивановне…».
В младшей группе продолжают помогать детям общаться со знакомыми и сверстниками посредством речи. Например: «Скажи не плачем, а словами, что случилось», «Предложи играть вместе», «Придумай пожелание имениннику».
В средней группе затрагиваем предметы, явления, события, выходящие за пределы привычного детям ближайшего окружения. Выслушиваем детей, помогаем логично и понятно высказываться, способствуем развитию любознательности. Для этого создаём мини-коллекции (минералы, шишки, ракушки, магнитики с городами нашей страны, выставки книг и др.
В старшей и подготовительной группе побуждаем детей высказывать своё мнение об увиденном мультфильме, в какие игры хотели бы научиться играть, какие рассказы предпочитают слушать. Опираясь на опыт детей и их предпочтения, подбираем наглядный материал для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением.
Речевое развитие включает обогащение активного словаря. В ясельной группе учим понимать речь взрослых без наглядного сопровождения, а по названию, цвету, местоположению («Возьми красный шарик», «Принеси машинку с нижней полочки»).
Обогащаем словарь детей:
• существительными, обозначающими названия домашних животных, овощей, транспорта и т. д. через игры: «Соберём в корзину», «мы в деревне увидали», «мы едем, едем, едем».
• Глаголами через игры: «Повтори за мной», «Мы птички».
В младшей группе вводим обобщающие слова, учим различать и называть части предметов, некоторые материалы и их свойства, детёныщей домашних животных. Используем игры «Собери машинку», «Помоги кукле одеться», «Будь внимателен» (встаньте за стулом, перед стулом, на стул и т. д., «Помоги найти маму».
В старших группах учим использовать в речи наречия, прилагательные, предлоги. Вводим слова, обозначающие профессии, например в игре «Аэропорт», «На железнодорожном вокзале». Учим употреблять в речи антонимы, синонимы, сравнения. Играем в такие игры, как «Скажи наоборот», «Доскажи словечко» ( например: снег белый, как, пушистый, как). Побуждаем детей интересоваться смыслом слова через игры «Слово в слове», «Почему так назвали?» (завалинка, медведь)
Речевое развитие включает развитие звуковой и интонационной культуры речи.
В ясельных группах упражняем детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, звукоподражаний и слов: «Как гудит поезд?», «Как кричит сова? (собака, кошка)». Формируем умение пользоваться высотой и силой голоса («Слабый дождик стучит в окно…сильный дождь стучит», «Мама утка кричит…утёнок кричит»).
В младшей группе продолжаем учить детей внятно произносить в словах гласные и согласные звуки через игры: «Угости Чебурашку чаем» (ребёнок выбирает нужные предметы для чаепития, произносит, что даёт Чебурашке, «У нас гости» (предлагаются предметы с нужным звуком в начале, середине и в конце слова, «Кто с кем стоит?» (дети произносят, закрывают глаза, воспитатель меняет местами игрушки и дети должны увидеть изменения и снова произнести слова с отрабатываемым звуком, «Чего не хватает?» (выставляется ряд предметов, в которых есть нужный звук, дети произносят, закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет, дети должны назвать недостающий предмет). Для развития моторики речедвигательного аппарата вводится язычковая гимнастика. Начинаем вырабатывать интонационную выразительность, дети участвуют в рассказывании знакомых сказок, говоря слова героев (громко, тихо, ласково, грубо и т. д.).
В средней группе закрепляем произношение гласных и согласных звуков, отрабатывается произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развиваем фонематический слух, предлагая такие игры: «Назови предметы в группе на звук А, К, И и т. д.».
В старшей и подготовительной группе формируем звуковую аналитико-синтетическую активность, что является предпосылкой к обучению грамоте. Определяем место звука в слове, количество и последовательность звуков в слове (берутся слова с открытым слогом, количество слогов в слове. Даём представление о предложении (без грамматического определения, упражняем в составлении предложений по схемам, определяем место слова в предложении, распространяем предложения определениями, дополнениями, обстоятельствами. Составляем мини-рассказы по картинам, записывая их схемами. Дети по схемам повторяют рассказ ещё раз.
На протяжении всего времени, проведённого в детском саду, развиваем, совершенствуем диалогическую и монологическую формы речи, учим быть доброжелательными и корректными собеседниками, приобщаем к художественной литературе, развиваем интерес к книге. У нас налажен контакт с детской библиотекой. К младшим дошкольникам библиотекарь сам приходит, приносит книги, общается с детьми. А старших дошкольников уже приглашают в библиотеку на праздники, игры, чтения. Дети с раннего возраста понимают значение библиотеки в их жизни, правила поведения в ней, хорошо знакомы с работниками библиотеки.