Екатерина Романова
Консультация «Речевое развитие у дошкольников 6–7 лет»
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4- 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В подготовительной группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. И, как известно, чем раньше начата работа с детьми, тем она эффективнее.
Публикация «Консультация „Речевое развитие у дошкольников 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новизна программы. Программа кружка «Умный язычок» позволяет оказывать помощь детям 6-7 лет в познавательно – речевом развитии.
Актуальность. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Развитие речи ребенка – это главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы в воспитательно-образовательный процесс заключается в разработке и применении современных традиционных и инновационных методик по развитию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников в соответствии с логикой психического развития детей, исходя их принципа развивающего обучения.
Отличительные особенности данной программы:
- постепенное усложнение материала;
- использование индивидуально
- дифференцированного подхода;
- использование системно - деятельностного подхода.
Цель: совершенствование фонетико-фонематической стороны речи у детей 6-7 лет в условиях дошкольной организации.
Задачи:
Образовательные.
1. Формировать у детей потребность правильно употреблять звуки речи, осуществлять самоконтроль за звукопроизношением.
2. Актуализировать знания детей о речевых и неречевых звуках.
Развивающие.
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы речевого аппарата.
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков).
4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
5. Развивать фонематические процессы: умение повторять слоговый цепочки с оппозиционными звуками; выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов; дифференцировать длинные и короткие слова, определять источник и направление звука и др.
6. Развивать слоговую структуру слов.
7. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные.
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
Принципы построения программы:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
4. Принцип доступности.
5. Принцип индивидуализации.
6. Занимательность: вовлечение детей в целостную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявляемые требования и стремление к достижению конечного результата.
7. Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Срок реализации программы – 1 учебный год (2021 – 2022).
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Всего 29 занятий в год.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
Артикуляционные упражнения.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Дидактические игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
Задания на формирование слоговой структуры.
Повторение чистоговорок и стихотворных текстов.
Возраст обучающихся: от 6 до 7лет.
Условия набора детей:
• Желание родителей детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
В результате освоения программы воспитанники будут:
знать: правильно произносить слова различной слоговой структуры (соответственно возрасту) прохлопывать слоговой (ритмический) рисунок слова, дифференцировать длинные и короткие слова.
уметь: четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
владеть: навыками речевого общения
Все занятия направлены на постепенное освоение детьми определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст; отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков; графическое обозначение звуков и слов;