людмила исмагилова
Речевое развитие «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя семья»
Возрастная группа : 2 младшая группа
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: создание условий для речевой активности детей, формирование представления о семье, всех её членах живущих дружно в одном до-ме.
Задачи:
Познакомить детей младшего дошкольного возраста с таким социальным явлением как семья.
Закрепить знания о семье, ее членах и тех социальных ролях, которые выполняют в семье : отец, мать, бабушка, дедушка и ребенок.
Публикация «Речевое развитие „Семья“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Расширять и пополнять словарный запас детей новыми прилагательными и глаголами, закреплять использование их в речи.
Закрепить умение образовывать в своей речи прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Расширять кругозор детей.
Воспитывать доброе, доброжелательное отношение к окружающим, вызвать хорошее настроение, эмоционально-положительный фон, желание поделиться своими переживаниями
Организация детских видов деятельностей:
1. общение ребенка со взрослым;
2. общение ребенка со сверстниками;
3. исследовательская практика.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки, стихи, потешки).
Наглядный: показ иллюстраций.
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, сундучок, мольберт, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки, сердечки из картона, письмо.
Организация деятельности детей: групповая.
Этап образова-тельной деятель-ности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого
Деятельность детей
Вводная часть (ор-ганизационный и мотивационный момент)
В группе стоит домик
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. "
Воспитатель обращает внимание детей на домик.
Дети, посмотрите, что необычное и новое вы заметили у нас в группе?
Воспитатель загадывает загадку.
Что за башенка стоит?
А в окошке свет горит!
К этой башне подойдем.
А зовется башня- …
В. - Мы постучим, тук-тук, никого?
Постучим по громче, ведь звонка нет.
Тук-тук.
В окошко выглядывает игрушка медведь.
Воспитатель достает мишку из домика. У него в лапах кон-верт с письмом.
Мишка: Здравствуйте, ребята!
У меня есть письмо, но я никак не могу его прочитать. Помо-гите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята сможем помочь Мишке?
Мишка: Спасибо.
Воспитатель берет медвежонка с письмом и проводит детей к столу. Медвежонка сажает на стул рядом с детьми.
Дети с воспитателем подходят к домику.
Дети: Дом!
Дети видят игрушку.
Дети здороваются.
Да.
Основная часть
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
(Семью помирили, ладо-шку переворачиваем, се-мья улыбается).
Воспитатель приглашает детей присесть за столы, где подготовлены матери-алы для аппликации (формы цветов, клей, ки-сти, тряпочки).
2. Загадки. Беседа о членах семьи.
В. Давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам медве-жонок Ребята, да тут загадки.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
В: Молодцы, ребята, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
- А как вы помогаете маме?
- Что она делает дома?
- Как вы думаете, почему мама вам кушать готовит, покупает красивую одежду, игрушки, играет с вами?
Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть Чу-десный мешочек
Давайте сложим в мешочек ласковые слова для нашей мамы.
Я открою мешочек, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его.
Итак, начнем! Мама какая?
Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в мешочек. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
В: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей) :
-Саша, как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
-Что он делает дома?
-Как помогает маме?
- Маргарита, расскажи ты про своего папу.
В: А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и по-ложим в него ласковые слова для папы.
Папа какой?
В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодит-ся
В: Замечательно, ребята! Отгадываем следующую загадку:
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
В: Молодцы, ребятки, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Бабушка – это чья мама?
- Кто ты для бабушки?
Что вы любите делать вместе с бабушкой?
А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в мешочек. Бабушка какая?
В: Молодцы!
А вот ещё загадка:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей) :
- Ребята, а у кого есть дедушка?
-Дедушка – это чей папа?
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш Чудесный мешочек?
Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им. Наш мешочек наполнен слова-ми. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые сло-ва?
В: Закроем пока наш мешочек, чтобы все добрые слова не разлетелись.
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение тек-стом).
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка я,
Вот и вся семья.
Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним сло-вом – Семья.
Мишка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что написано в моем письме.
Мишка: Какие вы молодцы! Ой, я слышу, что кто-то плачет.
В: Ребята, пойдемте посмотрим.
В: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произой-ти?
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!
Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(Голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты впра-во, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(Наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(Круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(Стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(Смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(Взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
В: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А где же будет жить наша дружная семья?
В: Тогда нам просто необходимо построить им дом. Станови-тесь в круг, и покажем, какой дом мы построим для дружной семьи.
Аппликация «Красивый дом».
В: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым?
В: Давайте украсим его и сделаем красивым.
В: Давайте рассмотрим, что лежит у вас на тарелочках.
В: Цветочки разные. Чем они отличаются?
Воспитатель уточняет цвет лепестков. Дети называют цвета.
В: Выберите цветочек, который вам больше всего понравил-ся. Цветочки нужно наклеить на домик, чтобы он стал краси-вым. Напоминаю вам, что намазывать клеем нужно всю бе-лую поверхность цветочка, и делать это на клеенке. При наклеивании цветочка на домик салфеткой сверху слегка его прижать, не тереть, а легонько промокнуть излишки клея.
В: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и празд-ничный получился дом для семьи.
Мишка: Молодцы, ребята мне домик очень понравился.
В: Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.
Посмотрите это дом,
С крышей, дверью и окном
И с крылечком, и трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдем!
Ответы детей (Мама)
Рассуждения детей
(Потому что она любит нас, заботится о нас).
Дети: Добрая, краси-вая, милая.
Ответы детей (Папа)
Рассуждения детей
Ответы детей. (Смелый, заботливый, умелый, ра-ботящий, красивый, ве-селый.)
Ответ детей (бабушка)
Ответы детей
Ответ детей (дедушка)
Ответы детей
Для мамы, папы, бабуш-ки и дедушки.
Д: Они поссорились.
Д: Надо семью поми-рить.
Д: В своём доме.
Дети высказывают свои предположения.
Д: Цветочки.
Д: Они отличаются по цвету.
Дети делают апплика-цию.
Все вместе
Заключительная часть. Воспитатель с игрушкой идет к домику мишки и достает корзинку. Мишка угощает детей конфетами, а дети угощают гостей. Мишка: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора возвращаться к себе домой. Я хочу вас угостить конфе-тами – это витаминами хорошего настроениями.
В: Ребята, кто к нам приходил в гости? Кого, мы с вами ми-рили? А для, кого мы так красиво украсили дом?
Дети отвечают.