Наталья Пузенко
Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа с детьми с РАС.
В современном мире растет статистика детей с расстройствами аутистического спектра Сегодня в самых разных странах мира все чаще говорят о настоящей «эпидемии» аутизма. Аутизм определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — означает внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл. Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людьми, в эмоционально-волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи). При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить.
Публикация «Речевое развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Из опыта работы развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми. Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях: Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции. Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция).
Коррекционную работу с аутичными детьми целесообразно проводить в трё х основных направлениях: Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации. Развитие навыков самообслуживания. Развитие речи и коммуникативных склонностей.
1. Основные задачи логопедической работы при аутизме :
2. Установление эмоционального контакта с ребенком;
3. Активизация речевой деятельности;
4. Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
5. Развитие речи в обучающей ситуации;
6. Дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
Этапы коррекционно-развивающей работы : 1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.
2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного обучения
3 этап – коррекционные занятия.
4 этап – подведение итогов обучения в конце курса реабилитации.
. Вариативные механизмы партнерства в решении вопросов логопедического сопровождения
Необходимо:
1. предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную инструкцию на несколько частей;
2. использовать наглядный материал (черно-белый, цветной);
3. использовать подсказки (физическую, указательный жест, моделирование правильного ответа («сделай как я», речевую, визуальную).
Методы используемые логопедической коррекции при аутизме : песочная терапия, сказка терапия, музыкатерапия, кинезотерапия, так же арт-терапия
Используемые программы в коррекции при аутизме :
1. Коррекционно-развивающая программа логопедической помощи детям с расстройствами. аутистического спектра (РАС)- направленная на развитие понимания речи, активизации речи в быту, установления эмоционально-психологического контакта взрослого с ребенком, снижение эмоционального напряжения, импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие внимания, навыков коммуникации восприятия.
2. Комплекс коррекционно-развивающих занятияй направленный на развитие зрительного восприятия, слухового восприятия,моторно и зрительно двигательных функций, развитие зрительно-двигательных функций.
При коррекционной работе необходимо учитывать уровень и характер особенностей данного ребенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития. Индивидуализация обучения — это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей. Логопедические занятия строятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
0-1год Первые звуковые выражения (банка с мыльным раствором) Произносить согласные (картинки с изображением кур, гусей и коров) Соединять звуки Простые восклицания (мяч)
1-2года Здороваться и прощаться Называть собственное имя (зеркало) Подражать голосам животных (мяу, ква-ква, пи-пи) и шумам из окружающей среды (ветер, машины, самолет) Слова, обозначающие действия (изображения людей, выполняющих повседневные действия) Называть членов семьи (фотографии членов семьи) Пение "Больше" (кусочки пищи)
2-3года Выражать желание одним словом (лестница, мяч, велосипед) Из двух данных предметов назвать нужный (предметы домашнего обихода) Сказать, кому принадлежит предмет (ботинки отца, сумка мамы) Отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет" (предметы домашнего обихода) Без помощи назвать 4 животных (рисунки животных) Назвать предметы, относящиеся к одной категории (предметы домашнего обихода) Описать картинки простыми предложениями (картон, рисунки людей, которые бегут, сидят, едят)
3-4года Отвечать на вопрос словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий знак (кубики, бусины) Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" (картинки) Понимание и использование обозначений места: "на" и "под». Самостоятельно делать выбор: "или. или" (вещи домашнего обихода) Беседовать с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (картинки игрушки). Передать краткое сообщение Образовывать множественное число (предметы быта)
4-5лет Назвать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) Назвать предназначения предметов домашнего обихода (книга, ложка, чашка, машинка) Называть время суток (рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами) Считать до пяти (кубики) Назвать четыре цвета (цветные кубики).
5-6лет Рассказывать детали картинок (книга с иллюстрациями, передать сюжет услышанной истории. Понятие времени,
При правильно построенной работе аутичные дети могут добиться неплохих результатов. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость. Конечно, это очень сложная и кропотливая работа, как для родителей, так и для специалистов. Но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче социализироваться в обществе и познавать мир. Спасибо за внимание!