Светлана Миронова
Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие ребенка
Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет
Введение
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «Речевое развитие ребенка, Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
У ребенка, испытывающего проблемы со зрением, речевая функция немного затормаживает свое развитие. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения. Чтобы ослабить влияние слепоты на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе.
В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью - ее содержанием и структурой, то есть звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.
Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.
При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений.
От родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления, и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения дневника, с помощью рельефных условных обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о каком-либо явлении, а связанные с ним слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.
При помощи звукозаписи легче усваиваются приемы выразительного чтения, так как происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.
Овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития. Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов.
Коммуникативно-речевое развитие детей 4-5 лет
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста.
Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом - даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.
Подавляющее большинство педагогов полагают, что если обогатить словарный запас ребёнка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог - особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.
«Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка» (Л. С. Выгодский). В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, что сказывается на развитии речевой системы в целом : в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств.
А ведь именно сейчас используются такие модные формы и методы обучения, как проектный, исследовательские работы и т. д.
Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребёнка.
Проект - это описание будущей деятельности, направленное на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.
Определены следующие условия организации и проведения проекта:
• наличие мотивации участников проекта;
• перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;
• позиция взрослого - позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребёнка;
• позиция ребёнка - активное взаимодействие со взрослым, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;
• произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);
• знания воспитателя выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
• освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения;
• представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.
То есть дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
До сих пор обсуждаются способы и условия реализации диалога в образовательном процессе. Он рассматривается как метод исследования личности ребёнка; особая по построению форма организации занятия; способ реализации проблемного обучения, сотрудничества, специально организованная ситуация общения педагога и ребёнка и т. д. Однако если нет мотивации общения, спора, то нет и словесных форм спора, диалога, дети не смогут научиться продуктивно сотрудничать, строить свое взаимодействие учебным способом.
Возрастные и психофизические особенности становления речевой деятельности ребёнка во время реализации проекта позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества. Главное, не игнорировать мотивы детского общения, использовать готовность ребёнка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей. При этом необходимо соблюдать особую последовательность: в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем - монологу как высшей форме речевой деятельности. Это поможет не только сохранить и развить мотивацию общения, но и повысить качество речевой деятельности детей в процессе проектирования.
«В гости к бабушке» : чтение слогов с буквой «я»
Программное содержание: учить читать слоги с буквой «я»; закреплять представление о домашних животных; упражнять в различении гласных и согласных, звонких и глухих звуков; определять ударный звук в слове; формировать интерес к чтению; развивать внимание, память, фонематический слух, познавательную активность.
Оборудование: звуковые кубики, таблицы для обучения чтению по методике H.A. Зайцева, предметные картинки, графические задания для каждого ребенка, кукла, аудиозаписи мелодий детских песен. .
Ход занятия
К нам в гости пришел Малыш. Выставляется кукла.
Он приглашает в гости к своей бабушке в деревню. Чтобы отправиться, надо построить поезд. Сегодня мы будем строить вагончики из кубиков с буквой «я».
Дети выставляют слоговые кубики с буквой «я», по три в ряд.
Чтобы поезд набрал скорость, надо прочитать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговариваем его протяжно, а безударные слоги говорим коротко.
Дети читают необычные трехсложные слова, меняя ударение: КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ и др.
Пропевание слогов с буквой «я» под музыку по кубикам и таблице.
Вот мы приехали. Выставляется кукла Бабушка. Бабушка хочет познакомиться с вами. Дети выкладывают свои имена из кубиков. Бабушку зовут Наташа, и она приглашает нас за стол.
Игра с движениями «Как у бабушки Наташи».
Как у бабушки Наташи,
Ели вкусную мы кашу,
Кашу манную, с дымком,
С хлебом, с маслом, с молоком.
Взяли мы большую ложку, Съели все до самой крошки, Вот какая каша, У бабушки Наташи.
У бабушки есть животные, отгадайте загадки:
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спица,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится, вы узнали?
Это. (кот).
Показ предметной картинки с изображением кота, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого. Кот принес нам букву «т».
Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Буква «т» в слове «кот» обозначает звук [т].
Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «кот»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?
Давайте позовем кота: «Ко-о-о-от, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?
Отгадайте еще одну загадку: Голодна - мычит. Сыта - жует,
Малым деткам молока дает. (Корова).
Показ предметной картинки с изображением коровы, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.
Корова принесла нам букву «р». Буква «р» в слове «корова» обозначает звук [р]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «корова»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?
Давайте позовем корову: «Коро-о-ова, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?
Отгадайте, кто еще живет у бабушки Наташи. С бородой родится -Никто не дивится. (Козел).
Показ предметной картинки с изображением козла, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.
Козел принес нам букву «л». Буква «л» в слове «козел» обозначает звук [л]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный?Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «козел»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?
Давайте позовем козла: «Козё-ё-ёл, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?
Еще у бабушки живут птицы: гуси, утки, куры и петух.