Получи документы

Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет

Светлана Миронова
Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие ребенка

Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет

Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Публикация «Речевое развитие ребенка, Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

У ребенка, испытывающего проблемы со зрением, речевая функция немного затормаживает свое развитие. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения. Чтобы ослабить влияние слепоты на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе.

В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью - ее содержанием и структурой, то есть звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений.

От родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления, и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения дневника, с помощью рельефных условных обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о каком-либо явлении, а связанные с ним слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.

При помощи звукозаписи легче усваиваются приемы выразительного чтения, так как происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.

Овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития. Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов.

Коммуникативно-речевое развитие детей 4-5 лет

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста.

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом - даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Подавляющее большинство педагогов полагают, что если обогатить словарный запас ребёнка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог - особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

«Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка» (Л. С. Выгодский). В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, что сказывается на развитии речевой системы в целом : в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств.

А ведь именно сейчас используются такие модные формы и методы обучения, как проектный, исследовательские работы и т. д.

Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребёнка.

Проект - это описание будущей деятельности, направленное на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

Определены следующие условия организации и проведения проекта:

• наличие мотивации участников проекта;

• перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;

• позиция взрослого - позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребёнка;

• позиция ребёнка - активное взаимодействие со взрослым, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;

• произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);

• знания воспитателя выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;

• освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения;

• представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

То есть дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

До сих пор обсуждаются способы и условия реализации диалога в образовательном процессе. Он рассматривается как метод исследования личности ребёнка; особая по построению форма организации занятия; способ реализации проблемного обучения, сотрудничества, специально организованная ситуация общения педагога и ребёнка и т. д. Однако если нет мотивации общения, спора, то нет и словесных форм спора, диалога, дети не смогут научиться продуктивно сотрудничать, строить свое взаимодействие учебным способом.

Возрастные и психофизические особенности становления речевой деятельности ребёнка во время реализации проекта позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества. Главное, не игнорировать мотивы детского общения, использовать готовность ребёнка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей. При этом необходимо соблюдать особую последовательность: в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем - монологу как высшей форме речевой деятельности. Это поможет не только сохранить и развить мотивацию общения, но и повысить качество речевой деятельности детей в процессе проектирования.

«В гости к бабушке» : чтение слогов с буквой «я»

Программное содержание: учить читать слоги с буквой «я»; закреплять представление о домашних животных; упражнять в различении гласных и согласных, звонких и глухих звуков; определять ударный звук в слове; формировать интерес к чтению; развивать внимание, память, фонематический слух, познавательную активность.

Оборудование: звуковые кубики, таблицы для обучения чтению по методике H.A. Зайцева, предметные картинки, графические задания для каждого ребенка, кукла, аудиозаписи мелодий детских песен. .

Ход занятия

К нам в гости пришел Малыш. Выставляется кукла.

Он приглашает в гости к своей бабушке в деревню. Чтобы отправиться, надо построить поезд. Сегодня мы будем строить вагончики из кубиков с буквой «я».

Дети выставляют слоговые кубики с буквой «я», по три в ряд.

Чтобы поезд набрал скорость, надо прочитать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговариваем его протяжно, а безударные слоги говорим коротко.

Дети читают необычные трехсложные слова, меняя ударение: КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ и др.

Пропевание слогов с буквой «я» под музыку по кубикам и таблице.

Вот мы приехали. Выставляется кукла Бабушка. Бабушка хочет познакомиться с вами. Дети выкладывают свои имена из кубиков. Бабушку зовут Наташа, и она приглашает нас за стол.

Игра с движениями «Как у бабушки Наташи».

Как у бабушки Наташи,

Ели вкусную мы кашу,

Кашу манную, с дымком,

С хлебом, с маслом, с молоком.

Взяли мы большую ложку, Съели все до самой крошки, Вот какая каша, У бабушки Наташи.

У бабушки есть животные, отгадайте загадки:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спица,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится, вы узнали?

Это. (кот).

Показ предметной картинки с изображением кота, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого. Кот принес нам букву «т».

Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Буква «т» в слове «кот» обозначает звук [т].

Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «кот»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем кота: «Ко-о-о-от, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте еще одну загадку: Голодна - мычит. Сыта - жует,

Малым деткам молока дает. (Корова).

Показ предметной картинки с изображением коровы, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Корова принесла нам букву «р». Буква «р» в слове «корова» обозначает звук [р]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «корова»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем корову: «Коро-о-ова, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте, кто еще живет у бабушки Наташи. С бородой родится -Никто не дивится. (Козел).

Показ предметной картинки с изображением козла, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Козел принес нам букву «л». Буква «л» в слове «козел» обозначает звук [л]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный?Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «козел»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем козла: «Козё-ё-ёл, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Еще у бабушки живут птицы: гуси, утки, куры и петух.

Публикации по теме:

«Осторожно дети» методическое пособие для обучения детей правилам дорожного движения.«Осторожно дети» методическое пособие для обучения детей правилам дорожного движения. Методическая разработка "Осторожно дети" Хочется рассказать вам о моей задумки изобрести наглядное пособие для изучения с детьми темы "Правила.

«Звуковой лабиринт». Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста«Звуковой лабиринт». Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста Актуальность Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет.

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка» Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка” (для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.) Подчеркните.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровьяМетодическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка учитель - логопед I квалификационной категории Кафарова Юлиана Рафиковна д/с №1 «Олененок» - филиал АН ДОО «Алмазик», г. Мирный Хорошо.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Речевое развитие ребенка предшкольного возраста Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это объясняется тем,.

Речевое развитие (звуковая культура речи) «Песенка жука» Пр. сод:упражнять детей в правильном и четком произношении звука "ж",в умении правильно употреблять предлоги,развивать наблюдательность,логическое.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 11:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Миронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД