Матвиенко светлана
Речевое развитие неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в онтогенезе формируется последовательно, проходя все этапы от гуления до связной речи. Поэтому, на индивидуальных занятиях мы опираемся на этапы формирования речи в норме. На каком бы уровне задержки речи не находился ребенок он будет так-же, как нормотипичный ребенок поэтапно проходить ступеньки формирования речи.
Проводя занятие, мы отталкиваемся от проблемы ребенка на сегодняшний момент, опираясь на имеющуюся у него речевую базу.
Давайте обратим внимание на этапы формирования речи в онтогенезе
(слайд 2)
Публикация «Речевое развитие неговорящих детей» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
НА первой этапе (ступенечке) стоит мотивация. Так как без нее не бывает речи, первое, что мы формируем у ребенка на занятии это желание вступить с нами в контакт (вербальный или не вербальный). Учитывая, что именно игра помогает развивать мотивационную основу речевой деятельности, мы играем с детьми, обыгрывая речевые сюжеты. Стараемся, чтобы наши занятия проходили интересно. Для этого используем новизну, сюрпризный момент, меняем виды деятельности. В процессе игры стараемся удивить ребенка: создаем яркие стимулы, привлекающие эмоциональное внимание ребенка. Используем привлекательное для ребенка игровое оборудование, разнообразное по форме,цвету,размеру и фактуре. Так же очень важно быть эмоционально включенным в игру это помогает ребенку легче взаимодействовать со взрослым. И когда совместная игра интересна взрослому, она интересна ребенку
Также строя свое занятие с ребенком нам необходимо помнить, что активная речь не бывает без понимания речи. Поэтому, сначала мы формируем понимание речи, а потом активную речь. Понимая это, все слова, которые мы хотим показать на картинке мы сначала показываем в объеме, а действия сначала проигрываем с ребенком.
Последовательность формирования понимания речи:
В 9 месяцев ребенок готов понимать речь. В10 месяцев появляется реакция на имя и на слово запрет., появляются ориентировочные реакция на вопрос где. В 12 месяцев ребенок понимает значение предметов на плокосном изображении. К 18 месяцев ребенок понимает простую инструкцию, ориентируясь на ситуацию. К 2м годам понимает вопросы косвенного падежа (чем ты будешь кушать, что звучало, чем ты будешь рисовать ит. д).В2,5 года понимает причинно-следственные связи.
Главная функция речи коммуникативная, потому ребенок вступает в вербальный контакт, чтобы его поняли. Но детей с аутизмом распространены эхолалии,при этом понимание речи находится на самом раннем уровне.
Последовательность формирования активной речи в норме. В 4 месяца появляется гуление. В 5-6 месяцев лепет. В1 год у ребенка должны появится 8-10 простых слов. К 1,5 годам появляется простая фраза (прстое сущ. +гл.). К 2 годам начинает формироваться грамматические категории: число,падеж,.предлог,котегории рода).к 2 годам ребенок должен произносить 100- 150 слов. К 3 годам ребенок произносит 1500 т. слов.
На индивидуальном занятии с неговорящим ребенком, мы оцениваем зону актуального развития, опираемся на формирование речи в онтогенезе. И можем увидеть зону ближайшего развития, куда нам двигаться дальше, какие задачи ставить перед собой И составляем занятие, исходя из индивидуальных потребностей детей.
Хотим показать Вам некоторые игры, в которые мы играем с детьми на каждом этапе речи.
1. учим произносить гласные (как в гулене (слайд4)
2. учим произносить слоги, (как в лепете) (слайд 5)
3. учим произносить ребенка простые слова,начиная с 1 класса слоговой структуры) (слайд 6)
3. учим произносить простые фразы (сущ+гл.) (слайд7)
4. фраза постепенно расширяется, добавляются предлоги и т. д (слайд8)
В игре сопровождаем свои действия, а также действия самого ребенка, речевым комментарием. Даем инструкцию четкими, короткими фразами, чтобы ребенок не воспринимал речь как фоновый шум. Так же подкрепляем речь жестами. Например, жестом обозначаем глаголы. На занятии для запуска речи следим за активностью ребенка. Как только мы видим его готовность говорить поощряем эту активность. (слайд 9)
Проводя коррекционное занятие с ребенком необходимо четко продумывать речевой материал. Необходимо учитывать классы слоговой структуры слова (слайд10).Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А. К. Марковой). Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
Так-же речь не появится у ребенка без навыка подражания, без эмоционально окрашенной речи взрослого, без ситуативной игры с предметами,без моторных артикуляционных навыков, фонематического слуха, речевого дыхания.