Оксана Станиславовна Крохалевская
Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
Содержание развития опыта речевого общения дошкольников, в соответствии с современным социальным заказом, находит отражение в образовательных областях «социально-коммуникативное развитие» и «речевое развитие» (ФГОС дошкольного образования).
Публикация «Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В социально-коммуникативном развитии можно выделить следующие частные задачи:
- «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками».
Важным является формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими людьми как залога их дальнейшего благополучного развития, что возможно, прежде всего, в условиях общения, на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом.
Речевое развитие включает в себя:
- «владение речью как средством общения и культуры».
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе, поэтому большое значение имеет развитие всех сторон речи. Становление диалога, полилога и монолога как форм общения требует формирования собственно речи (фонетико-фонематические и лексико- грамматические компоненты, речевого этикета (элементарные нормы и правила ведения диалога, речь соответствует теме, умение завершать разговор и т. д., адекватное использование невербальных средств общения (мимика, жесты). Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе.
На каждом последующем этапе развития, в процессе овладения речью, перед дошкольником в различных видах деятельности возникает все больше задач (познавательных, регулятивных и т. д., для решения которых требуется обращение к речевому общению. Следовательно, последовательно и одновременно формируются средства для реализации речевого замысла (система языковых знаков, а также приемы и способы речевого общения.
Растущая потребность в общении стимулирует накопление и развитие у ребенка речевых умений и навыков (расширяется количественный состав лексических единиц, усложняется структура предложений, совершенствуются текстовые умения). К началу школьного обучения у детей старшего дошкольного возраста совершенствуются речевые умения и навыки, которые способствуют структурному (умение начинать и завершать рассказ, не отступать от темы и т. д.) и смысловому (умение раскрывать основную идею, подбирать лексические единицы с учетом тематического единства и т. д.) оформлению высказываний в разных формах – в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
К таким речевым навыкам и умениям можно отнести:
-отчетливое и правильное произношение всех звуков и слов родного языка, соответствующие нормам реализации речи (орфоэпические, акцентологические и т. д.);
-умение отбирать для высказывания подходящее по смыслу слово (например, из синонимичного ряда выбрать нужное слово: идти, плестись, волочиться, тащиться, мчаться, бежать и т. д.)
-построение словосочетаний и различных типов простых и сложных предложений, соответствующие закономерностям языка;
-реализовывать текстовые умения в различных типах речи (описание, повествование, элементы рассуждения, соответствующие коммуникативно-целесообразной речи, условиям и целям сообщения.
Перечисленные выше умения помогают обеспечить один из видов речевой деятельности –говорение.
Можно очертить еще круг навыков и умений, которые обеспечивают реализацию и овладению еще одним видом речевой деятельности – слушание:
-умение понимать предмет речи;
-умение определять интонационную сторону высказывания и тем самым определять с какой целью вступает собеседник в общение;
-понимать лексические значения слов с опорой на парадигматические связи лексических единиц;
-дифференцировать звуки и слова, похожие по акустическому и артикуляционному укладу.
В дошкольном возрасте развитие речевого общения осуществляется в разных видах деятельности (общении, познавательной и исследовательской деятельности, игре, труде, бытовой деятельности, которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.
В ФГОС ДО заявлена одна из задач, которая направлена на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у ребенка навыков речевого общения, которые охватывают не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Сюда входит знание приемов диалогизации речи: умение употреблять обращение в различных формах, умение искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, обычно вызывающего отклик, ответное сопереживание; умение прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знание средств интимизации общения (Культура русской речи и эффективность общения).
Таким образом, речевое общение в различных видах деятельности способствует:
-социально-личностному развитию (дети подражают речи и поведению взрослых, получают опыт взаимодействия с другими детьми);
-удовлетворению познавательной потребности ребенка (в дошкольном возрасте доминирующий тип общения ребёнка со взрослым — внеситуативно-познавательное общение);
-развитию всех сторон речи (особенно в общении детей между собой во время игры).
По мнению В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, общение- взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Следовательно, межличностное общение по основным своим характеристикам является видом деятельности, отличающимся от других тем, что его суть составляет взаимодействие человека с человеком, а не взаимодействие с предметом или с какой-либо вещь.
Итак, речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально- нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками.
У ребенка до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми : ситуативно- личностная, ситуативно- деловая, внеситуативно- познавательная и внеситуативно –личностная.
Период новорожденности - это подготовительный этап к общению со взрослыми (ребенок учится выделять взрослого). На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции (Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова).
Первой формой общения является ситуативно- личностное общение, которая характерна для детей двух- шести месяцев. Оно считается сложившимся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения- личный.
К шести месяцам жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно- деловой, которая сохраняется до трех лет и разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий, удовлетворяя новую потребность малыша – в сотрудничестве. Именно с этого возраста начинается развитие речевых контактов ребенка со взрослым. Подражание речи взрослых начинается с воспроизведения ее интонационной стороны. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону и позже звуковую сторону речи. На первый план выступают деловые мотивы.
На втором и третьем годах жизни появляется новая форма общения в виде диалога, который протекает на фоне практического взаимодействия со взрослыми, он включен в предметную деятельность, у детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. Но постепенно диалог начинает приобретать самостоятельный характер, этому способствует интенсивное овладение словами, развитие понимание их смысла и резко возрастающий интерес к окружающей действительности.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно- познавательная форма общения, которая характерна для детей трех- пяти лет. Она включена в совестную познавательную со взрослым деятельность. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить содержательную информацию.
На этом этапе развития ребенка предложения удлиняются, появляются сложные предложения. Лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов окружающего мира. Наряду с атрибутивными свойствами дети определяют также эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям. Употребляемые ребенком глаголы становятся разнообразнее. Уменьшается доля глаголов конкретного предметного действия. С четырех лет появляется косвенная речь.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная, которая характерна для детей пяти- семи лет. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический характер» и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
Для детей характерна наибольшая по сравнению с другими этапами обращенность их речи к партнеру. Дети говорят уже более сложными предложениями. Прилагательные распределяют помимо атрибутивных свойств эстетические, этические свойства персонажей, их физическое и эмоциональное состояние. Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия. Доля повелительных глаголов уменьшается. Дети начинают пользоваться как косвенной, так и прямой речью.
Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно- личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакций хватания. Ситуативно- деловое общение проводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно- познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно- следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно- личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе, представляя себя как ученика, поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.
Итак, развитие речи у дошкольников происходит в их общении со взрослым. Под влиянием и по инициативе взрослого происходит переход от одной формы общения к другой, формируется новое содержание потребности в общении.
Однако ребенок общается не только со взрослым, но и со своим сверстниками.
К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально- практическая. Эта форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.
В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно- деловая форма общения, которая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества.
Внеситуативно- деловая форма общения наблюдается довольно редко, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Эта форма общения формирует умение видеть в партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представление о самом себе (более подробно см. у А. Г. Рузской).
В целом общение со сверстниками имеет следующие особенности:
-яркая эмоциональная насыщенность. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно- мимических проявлений, чем в общении со взрослыми;
-нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов, звуков, фразу (жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам);
-преобладание инициативных высказываний над ответными. При общении со сверстниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. А инициативу и предложения взрослого ребенок чаще всего поддерживает, старается ответить на его вопросы, более или менее внимательно слушает сообщения и рассказы;
-общение детей с друг другом значительно богаче по своему назначению, функциям. Управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать, контроль его действий (вовремя сделать замечание, навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так, совместная игра (вместе решить, как будем играть) и постоянное сравнение с собой (я так могу, а ты). От взрослого же ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой познавательной информации.
Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения. Кроме того, многим вещам сверстник может научиться гораздо лучше, например, умению правильно говорить. Исследователь объясняют это тем, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника играет положительную роль в развитии речи детей.
При общении со взрослыми, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слов, выражения могут остаться «в пассиве» и не использоваться в повседневной жизни. Ребенок может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает, когда он общается со сверстником.
Таким образом, для развития речи детей необходимо общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку каждая из сфер общения оказывает влияние на развитие определенных сторон речи дошкольников. Возникающая в совместном общении и деятельности взаимодействие детей играет решающую роль в развитии их индивидуальных качеств, предпосылок саморазвития, укрепляет чувство принадлежности к группе и обеспечивает реализацию всех сторон речи и освоение социального опыта в качестве члена детского коллектива.