Ольга Батайкина
Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности дошкольников в доступных им формах продуктивной деятельности: при самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде, на занятиях рисованием, лепкой, а также в различных видах игр.
Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Совершенствуется восприятие, дети овладевают умением обследовать предметы, выделять их отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Это позволяет приобрести много новых конкретных сведений об окружающем.
Публикация «Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей средней группы» размещена в разделах
Развивается связная речь, дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности. Все знания, умения, полученные детьми в разных видах деятельности, не могу не найти отражения в их играх. На пятом году жизни особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности. Именно в сюжетно-ролевой игре, основным содержанием которой является творческое воспроизведение взаимодействий и взаимоотношений людей, создаются благоприятные условия для развития мышления, речи.
Кроме того, совершенствованию игрового опыта помогают обучающие игры. У детей пятого года жизни игровой опыт достаточно богат, поэтому роль обучающих игр несколько снижается. Их проводят как фронтально, так и индивидуально. Такие игры помогают совершенствовать ролевые способы поведения, к которым дети приобщились уже на четвертом году жизни.
Большую помощь оказывают театрализованные игры. В них дети разыгрывают несложные представления по литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Театрализованные игры расширяют сюжетную линию самостоятельных игр, в них можно продемонстрировать способы взаимодействия героев, их отношения. Полученные знания, умения, навыки дети творчески переносят в сюжетно-ролевые игры.
Появлению образной выразительности, характерных для разных ролей мимики, жестов помогают игры-загадки типа «Угадай, кто пришел». Воспитатель предлагает узнать, представителей каких профессий, знакомых детям, он изображает. Затем показывает не только действия, но и передает мимику, жесты, какие-то характерные движения, позы. Если детям эта игра понравится, то они сами могут загадывать друг другу подобные загадки. Воспитатель по мере необходимости советует, как лучше передать тот или иной образ.
Игры имитационного характера могут быть шуточного содержания. Так, дети изображают персонажей из произведения К. Чуковского «Федорино горе».
На музыкальных, физкультурных занятиях дети учатся передавать образ в движении (маршируют, как солдаты и т. д.). войти в игровую роль помогают и подвижные игры с сюжетным содержанием, такие, как «У медведя во бору», «Котята и щенята» и др.
В процессе обучающих игр можно продемонстрировать взаимодействие людей. При этом усилить какие-то моменты, предположим, показать ситуацию, достаточно сильную по эмоциональной насыщенности. Например, после уточнения правил дорожного движения можно дать инсценировку «Случай на дороге». Воспитатель расставляет машины и рассказывает: «По дороге едут разные машины. Вот на этой шофер везет продукты в детский сад. Как вы думаете, а куда едет шофёр машины с длинным кузовом? Куда могут ехать люди на легковых машинах?» выслушав ответы детей, педагог сообщает, что на дороге нет ни светофора, ни полицейского, а шофёры хотят ехать быстрее. Показывает, что две машины даже чуть не наехали одна на другую, спрашивает «Что же делать?». Дети считают, что срочно нужен светофор. Все вместе исправляют создавшуюся на дороге ситуацию, и педагог еще раз говорит о взаимосвязи и взаимозависимости деятельности людей.
Навыки реального взаимодействия, интерес к совместным играм с формируется в играх с правилами. Так, в дидактической игре «У кого такой же цветок?» детям раздают картинки с изображением знакомых им цветов. По сигналу они начинают искать, у кого какая же картинка. Можно провести подвижную игру «Найди себе пару». В этих играх, наряду с решением конкретных воспитательных задач правилами предусмотрено, чтобы дети вступали во взаимодействие друг с другом.
Для закрепления и уточнения знаний о людях разных профессий педагог с успехом может использовать широко распространенную дидактическую игру «Кому что нужно для работы».
Кроме фронтальных форм передачи игрового опыта, большое внимание отводится индивидуальной работе и работе по подгруппам. Игровой опыт каждого ребенка, ролевое поведение совершенствуются в совместных с воспитателем играх. Однако, подолгу играть с детьми пятого года жизни нецелесообразно: это тормозит их стремление к самостоятельности.
Педагог предлагает игровой опыт незаметно, как бы выступая в роли товарища. Если он берет на себя роль другого человека (чаще всего мамы, то выполняет ее выразительно, достоверно, чтобы продемонстрировать характер персонажа, его движения, мимику, интонацию речи. Некоторые воспитатели, обладая артистическими способностями, могут передавать и более сложные роли.
В процессе совместной игры воспитатель может вызвать детей на речевой диалог, организует ролевую беседу с играющими.
Игровой опыт дети этого возраста приобретают не только в совместных играх с воспитателем, но и при наблюдении за играми других детей, играх с ними.
Подлинно самостоятельная игра возникает тогда, когда педагог организует работу в следующем направлении: усложнение предметно-игровой среды и активизирующее общение с детьми в процессе игры.