Ольга Карих
Речевое нарушение у дошкольников: его причины и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое нарушение у дошкольников – его причины и пути решения.
Не смотря на то, что современная психология и педагогика шагнули далеко вперед, проблема в развитии речи у дошкольников с годами меньше не стало. Обратимся к статистике: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет. На 2017г. у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. (Статистика (tilda.ws)
Публикация «Речевое нарушение у дошкольников: его причины и пути решения» размещена в разделах
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорной речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым для разностороннего развития детей. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Почему же эта проблема становится все острее? Каковы ее причины?
Вот ряд негативных факторов, влияющих на речевую функцию :
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Можно ко всему этому добавить «экранную» зависимость. Компьютер, телефон и телевизор заменяют «живое» общение. Многие родители не понимают, какую опасность таит в себе такое занятие. А ведь это опасно как для физического развития, так и для психического. И результатом является одна из главных особенностей современных детей- отставание в развитии речи.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности: в игровой и художественной деятельности, на занятиях, в повседневной жизни. И именно поэтому перед дошкольным педагогам стоит задача, обратить особое внимание на речевое развитие доверенных ему детей. Использовать все возможные методы для реализации этой задачи. В работе по развитию речи дошкольников используются такие методы:
-наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии, опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
-словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, словесная игра, речевая ситуация, ситуативный разговор;
-практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средствами развития речи являются: общение со взрослыми и сверстниками, культурная языковая среда, художественная литература, обучение родному языку в рамках НОД, изобразительное искусство, музыка и театр.
Важно использовать разнообразные формы образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников:
- в рамках непосредственной образовательной деятельности: чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, игровая ситуация, дидактическая игра, интегративная деятельность, беседа о прочитанном, инсценировки, игра-драматизация, показ настольного театра, разучивание стихотворений, театрализованная игра; проектная деятельность, интегративная деятельность, решение проблемных ситуаций, разговор с детьми, игра;
- в режимных моментах: ситуация общения в процессе режимных моментов, дидактическая игра, чтение (в том числе на прогулке, словесная игра на прогулке, наблюдение на прогулке, труд, игра на прогулке, ситуативный разговор, беседа, беседа после чтения, экскурсия, интегративная деятельность, разговор с детьми, разучивание стихов, потешек, сочинение загадок, проектная деятельность, разновозрастное общение.
- самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра с текстом, игровое общение, общение со сверстниками, хороводная игра с пением, игра-драматизация, чтение наизусть и отгадывание загадок.
Большое значение в реализации образовательной деятельности «Речевое развитие» отводится воспитанию любви и интереса к художественному слову и знакомству детей с художественной литературой в различных формах работы с дошкольниками, которые включают: чтение и рассказ литературных произведений, беседы и обсуждение литературного произведения, инсценировки, театрализованная игра, игра на основе сюжета, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
Не надо забывать и важности работы с родителями, давать им понять, что от них зависят будущие успехи ребенка в учебе и усвоении школьного материала. Проводить познавательные родительские собрания, выкладывать стендовую информацию о важности развития речи с раннего возраста. Консультировать родителей, дети которых уже имеют такие нарушения речи.
Перед дошкольным педагогом стоит не легкая задача, дать хороший старт ребенку, чтобы он потом мог спокойно усваивать поставленные перед ним задачи, а не решать затянувшиеся с раннего возраста проблемы. Ведь придя в школу с багажом речевых нарушений, ребенок не только будет хуже усваивать новую информацию, но и получит ряд психологических проблем. Такие дети стесняются отвечать, имеют трудности в обучении, могут озлобиться на сверстников из-за насмешек.
Учитывая все вышеперечисленные доводы, можно сделать один единственный вывод: развитием речи с ребенком нужно заниматься с самого раннего возраста, применяя традиционные методы- непосредственное общение.
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. -2-е издание, испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2004. — 296 с.
2. 2. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., Мозаика-Синтез, 2005.