Наталья Горбенко
Речевое дыхание в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дуем и играем – речевое дыхание развиваем. Советы логопеда
Дорогие папы и мамы!
Давайте посмотрим на то, как дышит ваш ребенок, когда он не говорит. Ребенок делает длительный вдох и быстрый короткий выдох. Это естественное физиологическое дыхание. Оно отличается от речевого дыхания. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, предложений. При правильном речевом дыхании у ребенка вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - длительным, экономным и плавным, потому что голос и звуки речи русского языка образуются именно на выдохе.
Публикация «Речевое дыхание в развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для правильного произношения звуков, развития достаточной громкости, плавности и выразительности речи необходимо научить ребенка выполнять дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика нужна для усиления воздушной струи, развития её плавности, целенаправленности и длительности.
Большинство детей не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэкономный, одновременно через рот и нос, поэтому детям трудно произносить длинные слова и предложения. Предлагаю использовать следующее упражнение «Вдох и выдох», чтобы научить малыша ощущать разницу в направлении воздушной струи и правильно регулировать воздушную струю.
1. Вдох и выдох через нос.
Вдох – глубокий, выдох длительный, плавный.
2. Вдох через нос, выдох через рот (если выдох у ребенка получается через рот и нос одновременно, то предложите зажать нос пальцами).
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через рот.
Вы можете оказать неоценимую помощь, если будете систематически терпеливо выполнять рекомендации специалиста-логопеда и в домашних условиях применять ряд упражнений. Не стремитесь сразу выполнить с ребенком несколько упражнений. Возьмите одно и дайте ребенку возможность хорошо освоить это упражнение, а потом постепенно переходите к следующим. Сначала учимся просто дуть, затем стараемся объяснить ребенку, что дуть надо только через губы, не надувая щёк. Вначале можно прижимать щёки ладошками. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались. Упражнение нужно повторять не более 3-5 раз за день, потому что излишние старания могут привести к головокружению. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность. Для того, чтобы сделать эти упражнения увлекательными для мальчишек и девчонок можно проводить их в виде следующих игр:
«Пузыри в воде». Предложите ребенку положить соломинку на язык, плотно прижать язык к зубам, губы в широкой улыбке – сделать легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
«Погрей ладошки». Вместе с ребенком подуйте теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».
«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»
«Снежные занавески». Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот, удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагаю дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.
«Карандаш». Вместе с ребенком попробуйте плавной воздушной струей прокатить карандаш по столу.
«Костер». Положите перед ребенком макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Предложите раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
«Роза – свеча». Один пальчик – роза, другой – свеча. Предложите ребенку понюхать розу, задуть свечу.
Можно в домашних условиях вместе с малышом изготовить несложную, но эффективную конструкцию «Ветерок» для развития длительности воздушной струи на звук [Р]. Вам понадобится: пустая пластиковая бутылка, ножницы, трубочка для коктейля и вата. Приступаем к изготовлению:
1. Возьмите пластиковую бутылку и обрежьте ножницами нижнюю часть бутылки до половины.
2. В крышке бутылки сделайте отверстие диаметром трубочки для коктейля.
3. Вставьте трубочку в отверстие крышки.
4. Из куска ваты скатайте шарик диаметром 2 см и положите его в бутылку.
Конструкция «Ветерок» готова! Предложите малышу сделать короткий вдох носом и длительно подуть в трубочку, не надувая щёк. Шарик будет летать!
Каждое упражнение, выполненное ребенком, оценивайте, говорите: «Молодец, вот сейчас ты правильно выдохнул через рот!» или «Умница, у тебя получился длинный выдох через рот!»
Внимательно следите за успехами вашего малыша и хвалите даже за самые незначительные!
Желаю всем удачи!
Учитель – логопед Горбенко Наталья Николаевна