Оксана Ахметшина
Упражнения для речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание
Всегда говорим мы, когда выдыхаем
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких.
Без сильной длительной воздушной струи нарушаются звукопроизношение и общее звучание речи (так называемая речь «взахлёб», окончания слов не проговариваются, конец фразы «смазанный».
Дыхание бывает физиологическим (природным) и речевым.
Публикация «Упражнения для речевого дыхания» размещена в разделах
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.
Печальная статистика: у 80% детей с нарушением речи речевое дыхание не сформировано! Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. При этом объем легких существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха.
Поэтому дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.
Приступая к занятиям, помните, что эти упражнения могут быстро утомить и даже вызвать у ребенка головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых рекомендаций:
Упражнения выполняются ежедневно в течение 3-5 минут в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде, желательно до еды и под контролем взрослых.
1 этап. Основные моменты правильного речевого дыхания :
• Короткий сильный вдох через нос, плечи не поднимаем
• Выдох плавный и длительный, без толчков. Губы складываются трубочкой. Чтобы малышу было понятнее, нужно показательно выдохнуть, пропев звук «О».
• Помните: выдох выполняется через рот, а не через нос! Обязательно проконтролируйте этот момент.
• Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха - пауза 2-3 секунды.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
2 этап. Игры в помощь:
• Ветряная мельница. Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, а взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
(А. С. Пушкин)
• Кораблик. Опуская бумажный кораблик в таз с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть медленно и длительно. Устраивайте соревнования, у кого корабль уплывет дальше. Главное правило — один «тайм» игры это один выдох. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная поговорка)
• Живой карандаш. Положите карандаш на ровную поверхность (например, стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
• Буря в стакане. Вам понадобятся соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
• Чей пароход гудит громче? Для игры необходимы стеклянные пузырьки – для взрослого и ребенка. Взрослый показывает, как погудеть в пузырек (высунуть кончик языка так, чтобы он касался горлышка прижатого к подбородку языка). Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, малыш нарушил правила.
• Ароматный цветок. Нюхаем цветы или надушенный платок. Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, произвести полный медленный выдох.
• Именинный пирог. Задуваем свечи. Глубокий вдох носом и ровный сильный выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в День Рождения, повторяя действие, тем самым вырабатывая длительность и силу выдоха.
• Одуванчики. Отличное упражнение для занятий на свежем воздухе. На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков!
• Полицейский. Используем детский свисток. Вот полицейский увидел нарушителя - свистим в свисток! Помимо развития сильного плавного выдоха происходит активизация губных мышц.
• Полезно надувание воздушных шариков (или пускание мыльных пузырей). Хорошо использовать заучивание и произнесение детских коротких стихов, скороговорок, соблюдая при этом правильное дыхание.
Дышите правильно, занимайтесь с удовольствием, и тогда результаты не заставят себя ждать!
Материал подготовила учитель-логопед Ахметшина О. Х.
Литература:
1 Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.
2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.