Веревкина Кристина Гивиевна
Речевая культура современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья отражает особенности речевой культуры современного педагога. В статье раскрыты требования и правила к речи педагога, определены типы речевой культуры, приведены компоненты, составляющие основу речевой культуры учителя.
Ключевые слова: выразительность, голос, дикция, орфоэпия, педагог, речь, речевое поведение, учащиеся.
Публикация «Речевая культура современного педагога» размещена в разделах
В современном обществе приобретает актуальность проблема повышения речевой культуры современных педагогов, развитие основ профессионального мастерства и такта.
Процесс совершенствования речевой культуры современного учителя затрудняют особенности его характера. Многие современные педагоги, подчеркивает Т. А. Юзефавичус, отличаются вспыльчивостью, прямолинейностью, упрямством, излишним самолюбием, неорганизованностью, раздражительностью [5].
Этот факт связан с тем, что речевая культура педагогов формируется под воздействием средств массовой информации, интересов общества, медийных личностей и т. п.
Как следствие, речевая культура современных педагогов, в большинстве случаев, отличается ненормативным речевым поведением, использованием жаргонизмов, грубых неологизмов, молодежного сленга.
Н. Д. Хмель отмечает, что большинство учеников стремятся к общению с педагогами, личностные качества которых оцениваются всеми обучающимися школы высоко. Однако, некоторые учащиеся избирают для общения педагогов, чьи ценностные ориентации аналогичны их собственным [4].
Специфические черты профессии учителя выражаются в постоянном контакте с обучающимися, родителями, педагогами и руководством образовательного учреждения.
В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных форм речевого общения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с людьми. Навыки профессионального речевого общения очень важны в работе современных педагогов.
Речевое общение представляет собой важный инструмент профессиональной деятельности педагога, обладает потенциалом для обучения и воспитания учеников. В связи с этим, к речи современного педагога предъявляются высокие требования.
Речь учителя, считает С. И. Осипова, представляет собой средство преподавания, и, одновременно с этим, средство учения [3].
С. И. Осипова подчеркивает в своих исследованиях, что речь педагога оказывает влияние на формирование речевой культуры обучающихся, являясь для детей образцом [3].
А. К. Макарова особенности формирования речевой культуры современного педагога рассматривает относительно соблюдения трех аспектов процесса овладения нормами устного и письменного русского языка:
1) нормативного;
2) коммуникативного;
3) этнического [2].
Н. Д. Хмель утверждает, что речевая культура педагога заключается в умении посредством речи грамотно:
передать определенную информацию ученикам;
побудить детей к учебной деятельности на основе полученных знаний;
управлять вниманием учащихся;
сформировать у обучающихся соответствующие представления и понятия [4].
Т. В. Габай отмечает, что посредством культуры речи педагог выражает свои мысли и отношение к ученикам, преподаваемым учебным предметам, показывает уровень сформированности своего интеллекта и профессионального мастерства [1].
К примеру, в первую очередь, ученики запоминают мысли и настроение педагога, которые выражаются им логично и точно, обладают уместностью и оригинальностью. Качество усвоения знаний находится в прямой зависимости от точности формируемых учителем предложений, понятий.
Речевая культура современного педагога представлена в научной литературе в различных типах речевого поведения.
Учителя, использующие в своей речи литературно-разговорный тип речевого поведения, пользуются сленговым оборотом и выражениям. Такой тип речевого поведения недопустим в работе учителя.
Педагоги с элитарным типом речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка, используя каждый стиль соответственно ситуации. В речи не наблюдаются нарушения норм литературного языка в произношении.
Учителя, относящиеся к «среднелитературному» типу речевого поведения отличаются тем, что в их речи ярко выражены нарушения произносительных норм. Педагоги не знают литературных норм произношения слов, не умеют использовать в своей речи крылатые выражения разных исторических эпох и выражений и т. п.
В связи с этим, подчеркивает А. К. Маркова, к речи педагога предъявляются высокие требования. Речь учителя должна быть:
содержательной, то есть информативной, способной обогатить личный опыт учеников;
грамотной и лексически насыщенной;
логичной и доступной;
технически отточенной;
эмоциональной и образной;
уместной и литературной [2].
К правилам речевой культуры педагога Н. Д. Хмель относит:
1) негромкую речь, благодаря которой процесс слушания не вызовет напряжения у учеников;
2) внятную разборчивую речь со скоростью 120 слов в минуту
3) умение пользоваться логическими и психологическими паузами для достижения выразительности звучания речи;
4) интонационную выразительность, умение ставить логические и словесные ударения в интонационных конструкциях;
5) мелодичность речи, которая благотворно сказывается на самочувствии учащихся [4].
Т. А. Юзефавичус в качестве важных составляющих речевой культуры современного педагога выделяет голос, дикцию, орфоэпию и выразительность [5].
Голос представляет собой основное средство труда учителя, поэтому он должен обладать благозвучностью и не вызывать неприятных эмоций у обучающихся. Учитывая ситуации общения, педагог должен уметь выражать голосом свое отношение к ним, особенно общаясь с учениками.
Т. А. Юзефавичус подчеркивает, что управление своим голосом в общении с обучающимися, их родителями, коллегами состоит в умении педагога говорить не для себя, а для слушателей. С его помощью учитель может внушить школьникам определенные требования и добиться их исполнения [5].
Голос для педагога – это профессиональный «инструмент», благодаря которому возможен карьерный рост и признание.
В связи с этим отметим, что голос педагога должен обладать такими качественными характеристиками, как выносливость, благозвучность и гибкость.
В свою очередь дикция, являясь одним из обязательных компонентов речевой культуры современного педагога, характеризуется четким и ясным произнесением звуков речи.
С. И. Осипова считает, что нечеткая дикция приводит к невнятной речи педагога, вследствие чего возникают проблемы в понимании говорящего [3].
Правильное литературное произношение слов родного языка – орфоэпия, представляет собой важную составляющую речевой культуры педагога. Для учителя важно в педагогическом общении правильно произносить слова и ставить ударения в них [3].
Профессиональная речь современного педагога, отмечает А. К. Маркова, должна быть выразительна и наполнена эмоциональным интеллектуальным содержанием. При этом приобретают большую значимость мимика, жесты.
Т. В. Габай отмечает, что совершенствование вышеперечисленных компонентов речевой культуры и постоянная работа над своей речью содействует повышению профессионального уровня и способствует саморазвитию, обогащению личности учителя [1].
Исходя из вышеизложенного отметим, что речевая культура современного педагога подразумевает умение использовать стилистически верный способ подачи учебного материала.
Речь педагога должна быть интонационно выразительной, эмоциональной, логичной и доступной, внятной и доходчивой для учеников. Постоянная работа над совершенствованием своей речевой культуры позволит педагогу овладеть нормами устной и письменной речи, правилами произношения, лексико-грамматическим строем речи.
В условиях развития современного образования речевая культура педагога представляет собой инструмент в приобщении обучающихся к богатствам многонациональной культуры через воздействующее слово.
Список литературы
1. Габай Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 2013. – 450 с.
3. Осипова С. И. Основы педагогического мастерства. – Красноярск: СФУ, 2015. - 80 с.
4. Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Гылым, 2015. – 345 с.
5. Юзефавичус Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учеб. пособ. М., 2011. – 341 с.