Приложение МААМ

Речевая культура современного педагога

Веревкина Кристина Гивиевна
Речевая культура современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья отражает особенности речевой культуры современного педагога. В статье раскрыты требования и правила к речи педагога, определены типы речевой культуры, приведены компоненты, составляющие основу речевой культуры учителя.

Ключевые слова: выразительность, голос, дикция, орфоэпия, педагог, речь, речевое поведение, учащиеся.

Публикация «Речевая культура современного педагога» размещена в разделах

В современном обществе приобретает актуальность проблема повышения речевой культуры современных педагогов, развитие основ профессионального мастерства и такта.

Процесс совершенствования речевой культуры современного учителя затрудняют особенности его характера. Многие современные педагоги, подчеркивает Т. А. Юзефавичус, отличаются вспыльчивостью, прямолинейностью, упрямством, излишним самолюбием, неорганизованностью, раздражительностью [5].

Этот факт связан с тем, что речевая культура педагогов формируется под воздействием средств массовой информации, интересов общества, медийных личностей и т. п.

Как следствие, речевая культура современных педагогов, в большинстве случаев, отличается ненормативным речевым поведением, использованием жаргонизмов, грубых неологизмов, молодежного сленга.

Н. Д. Хмель отмечает, что большинство учеников стремятся к общению с педагогами, личностные качества которых оцениваются всеми обучающимися школы высоко. Однако, некоторые учащиеся избирают для общения педагогов, чьи ценностные ориентации аналогичны их собственным [4].

Специфические черты профессии учителя выражаются в постоянном контакте с обучающимися, родителями, педагогами и руководством образовательного учреждения.

В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных форм речевого общения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с людьми. Навыки профессионального речевого общения очень важны в работе современных педагогов.

Речевое общение представляет собой важный инструмент профессиональной деятельности педагога, обладает потенциалом для обучения и воспитания учеников. В связи с этим, к речи современного педагога предъявляются высокие требования.

Речь учителя, считает С. И. Осипова, представляет собой средство преподавания, и, одновременно с этим, средство учения [3].

С. И. Осипова подчеркивает в своих исследованиях, что речь педагога оказывает влияние на формирование речевой культуры обучающихся, являясь для детей образцом [3].

А. К. Макарова особенности формирования речевой культуры современного педагога рассматривает относительно соблюдения трех аспектов процесса овладения нормами устного и письменного русского языка:

1) нормативного;

2) коммуникативного;

3) этнического [2].

Н. Д. Хмель утверждает, что речевая культура педагога заключается в умении посредством речи грамотно:

передать определенную информацию ученикам;

побудить детей к учебной деятельности на основе полученных знаний;

управлять вниманием учащихся;

сформировать у обучающихся соответствующие представления и понятия [4].

Т. В. Габай отмечает, что посредством культуры речи педагог выражает свои мысли и отношение к ученикам, преподаваемым учебным предметам, показывает уровень сформированности своего интеллекта и профессионального мастерства [1].

К примеру, в первую очередь, ученики запоминают мысли и настроение педагога, которые выражаются им логично и точно, обладают уместностью и оригинальностью. Качество усвоения знаний находится в прямой зависимости от точности формируемых учителем предложений, понятий.

Речевая культура современного педагога представлена в научной литературе в различных типах речевого поведения.

Учителя, использующие в своей речи литературно-разговорный тип речевого поведения, пользуются сленговым оборотом и выражениям. Такой тип речевого поведения недопустим в работе учителя.

Педагоги с элитарным типом речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка, используя каждый стиль соответственно ситуации. В речи не наблюдаются нарушения норм литературного языка в произношении.

Учителя, относящиеся к «среднелитературному» типу речевого поведения отличаются тем, что в их речи ярко выражены нарушения произносительных норм. Педагоги не знают литературных норм произношения слов, не умеют использовать в своей речи крылатые выражения разных исторических эпох и выражений и т. п.

В связи с этим, подчеркивает А. К. Маркова, к речи педагога предъявляются высокие требования. Речь учителя должна быть:

содержательной, то есть информативной, способной обогатить личный опыт учеников;

грамотной и лексически насыщенной;

логичной и доступной;

технически отточенной;

эмоциональной и образной;

уместной и литературной [2].

К правилам речевой культуры педагога Н. Д. Хмель относит:

1) негромкую речь, благодаря которой процесс слушания не вызовет напряжения у учеников;

2) внятную разборчивую речь со скоростью 120 слов в минуту

3) умение пользоваться логическими и психологическими паузами для достижения выразительности звучания речи;

4) интонационную выразительность, умение ставить логические и словесные ударения в интонационных конструкциях;

5) мелодичность речи, которая благотворно сказывается на самочувствии учащихся [4].

Т. А. Юзефавичус в качестве важных составляющих речевой культуры современного педагога выделяет голос, дикцию, орфоэпию и выразительность [5].

Голос представляет собой основное средство труда учителя, поэтому он должен обладать благозвучностью и не вызывать неприятных эмоций у обучающихся. Учитывая ситуации общения, педагог должен уметь выражать голосом свое отношение к ним, особенно общаясь с учениками.

Т. А. Юзефавичус подчеркивает, что управление своим голосом в общении с обучающимися, их родителями, коллегами состоит в умении педагога говорить не для себя, а для слушателей. С его помощью учитель может внушить школьникам определенные требования и добиться их исполнения [5].

Голос для педагога – это профессиональный «инструмент», благодаря которому возможен карьерный рост и признание.

В связи с этим отметим, что голос педагога должен обладать такими качественными характеристиками, как выносливость, благозвучность и гибкость.

В свою очередь дикция, являясь одним из обязательных компонентов речевой культуры современного педагога, характеризуется четким и ясным произнесением звуков речи.

С. И. Осипова считает, что нечеткая дикция приводит к невнятной речи педагога, вследствие чего возникают проблемы в понимании говорящего [3].

Правильное литературное произношение слов родного языка – орфоэпия, представляет собой важную составляющую речевой культуры педагога. Для учителя важно в педагогическом общении правильно произносить слова и ставить ударения в них [3].

Профессиональная речь современного педагога, отмечает А. К. Маркова, должна быть выразительна и наполнена эмоциональным интеллектуальным содержанием. При этом приобретают большую значимость мимика, жесты.

Т. В. Габай отмечает, что совершенствование вышеперечисленных компонентов речевой культуры и постоянная работа над своей речью содействует повышению профессионального уровня и способствует саморазвитию, обогащению личности учителя [1].

Исходя из вышеизложенного отметим, что речевая культура современного педагога подразумевает умение использовать стилистически верный способ подачи учебного материала.

Речь педагога должна быть интонационно выразительной, эмоциональной, логичной и доступной, внятной и доходчивой для учеников. Постоянная работа над совершенствованием своей речевой культуры позволит педагогу овладеть нормами устной и письменной речи, правилами произношения, лексико-грамматическим строем речи.

В условиях развития современного образования речевая культура педагога представляет собой инструмент в приобщении обучающихся к богатствам многонациональной культуры через воздействующее слово.

Список литературы

1. Габай Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

2. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 2013. – 450 с.

3. Осипова С. И. Основы педагогического мастерства. – Красноярск: СФУ, 2015. - 80 с.

4. Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Гылым, 2015. – 345 с.

5. Юзефавичус Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учеб. пособ. М., 2011. – 341 с.

Публикации по теме:

«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства Людмила Рыбакова. «Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства. «Величайшие научные открытия со временем.

День рождения Деда Мороза: история современного волшебникаДень рождения Деда Мороза: история современного волшебника Как ни удивительно, но родился добрый Дедушка Мороз осенью. Все дети и взрослые, верящие в чудеса, празднуют день рождения зимнего волшебника.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Напольная игра «Речевая карусель»Напольная игра «Речевая карусель» Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ о предмете, используя технологию ТРИЗ. Упражнять в умении правильно строить.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Учебный центр «Речевая полянка»Учебный центр «Речевая полянка» Учебный центр кабинета мы назвали «Речевая полянка». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в проведении занятий.

Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре»Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре» В середине августа в Краснодарском Выставочном зале изобразительных искусств состоялось открытие экспозиции современного искусства "Кино".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая культура современного педагога
Опубликовано: 17 июля 2023 в 09:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая культура современного педагога» (включая файлы) размещена пользователем Веревкина Кристина Гивиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД