Олеся Александровна Вишнякова
Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы
▼ Скачать +Заказ
Речевая карта
(для детей средней группы)
1. Фамилия, имя, возраст: ___
2. Возрастная группа : ___
3. Дата обследования «___» ___ 20___г.
4. Состояние артикуляционного аппарата:
А) Строение - губы (толстые, тонкие, расщелина, №)
- зубы (редкие, мелкие, излишне крупные передние, кариозные, отсутствие, №)
- прикус (открытый боковой, открытый передний, перекрестный, закрытый)
Публикация «Речевая карта используемая при диагностике речи детей средней группы» размещена в разделах
- подъязычная связка (короткая, укороченная, натянутая)
- небо (высокое, узкое, уплощенное, субмукозная щель, №)
- язык: массивный, короткий, длинный, гипертрофия корня языка, №)
Б) Подвижность - губы (подвижны, малоподвижны) Упражнения: «улыбка»__; «трубочка».
- язык (моторно неловок, кренится вправо, влево, №)
При выполнении артикуляционных упражнений («лопатка»__, «иголочка»__, «качели»__, «маятник»__) наблюдается: быстрая утомляемость, синкенезии, тремор, повышенная саливация.
5. Дыхательная функция.
Задания: сдувать пушинки, снежинки (2-3 дыхательных движения);
2-3 слова на выдохе ___
6. Просодическая сторона речи.
Темп (замедленный, близкий к №, быстрый, №) ___ Голос (слабый, крикливый, гнусавый, неумение говорить шепотом, №) ___
7. Состояние мимической мускулатуры.
поднять брови___, нахмурить брови___, надуть щеки___, наморщить нос___, широко открыть и закрыть рот ___
8. Мелкая моторика:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала провой, потом левой руки___
- поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять последовательность___
- положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот___
9. Исследование зрительно - пространственного гнозиса и праксиса:
- ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади)___;
- складывание разрезных картинок (из 2-3 частей)___;
- складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
10. Импрессивная речь.
Понимание имен существительных.
Задание: показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
Девочка, стол, книга, хлеб, телевизор, часы, нож, мяч, лопата, кастрюля, пылесос, лестница, свеча, колесо, карандаш, голова, рука, пальцы, шея, уши, нос; машина: колеса, двери, окна, руль; самолет: крылья, дверь, окна; медведь: голова, лапы, рот, нос, глаза, уши.
Понимание обобщающих слов.
Задание: показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
Игрушки, одежда, обувь, посуда.
Понимание имен прилагательных.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт.
Понимание глаголов.
Задание: показать картинки.
Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату. Девочка ловит бабочку.
Понимание различных форм словоизменения.
Задание: дифференциация ед. и мн. числа имен существительных (показать по картинкам).
Дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – ведра.
Понимание предложно-падежных инструкций с предлогами.
Задание: показать на картинках расположение предметов.
Ложка - В стакане, на стакане, у стакана.
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Стол – столик, машина – машинка, ведро – ведерочко.
Дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Кошка сидит – кошки сидят, слон идет – слоны идут.
Понимание предложений.
Задание: показать по предложенным картинкам.
Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
Понимание текста.
Задание: ребенку читают сказку «Репка» и проводят беседу по содержанию прочитанного.
11. Экспрессивная речь.
Употребление имен существительных.
Задание: назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам.
Игрушки___
Посуда___
Одежда___
Обувь___
Задание: Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Мяч, кукла, машинка___
Рубашка, платье, шорты___
Тапки, туфли, ботинки___ ___
Задание: назвать части тела и предметов (по картинкам).
Ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула; кузов машины, колеса машины.
Употребление глаголов.
Задание: ответь на вопросы по картинкам.
Что делает мальчик? (Ест.)___
Что делает девочка? (Спит.)___
Что делают дети? (Играют.)___
Что делает птица? (Летит.)___
Что делают рыбки? (Плавают.)___
Что делают машины? (Едут.)___
Употребление имен прилагательных.
Задание: назвать предъявленные цвета.
Красный___, желтый___, зеленый___, синий___, белый ___, черный___
Задание: назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Мяч какой? (Круглый.)___
Платок какой? (Квадратный.)___
12. Грамматический строй речи.
Употребление имен существительных в форме Им. п. ед. и мн. числа.
Задание: образовать слова по аналогии.
Стол - столы, кот – ___, дом – ___, кукла – ___, рука – ___, окно –.
Согласование имен прилагательных с именами существительными ед. ч.
Задание: назвать по картинкам.
Красный мяч___
Синяя шапка___
Желтое ведро___
Употребление предложно-падежных конструкций.
Задание: ответить на вопросы по картинкам.
Где стоит ваза? (На столе.)___
Где лежат фрукты? (В корзине.)___
У кого мячик? (У мальчика.)___
Употребление числительных «два» и «пять» с именами существительными.
Задание: образовать мн. ч. имен существительных (один – много).
Один кот, два – ___, пять – ___
Одна машина, две – ___, пять – ___
13. Словообразование.
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание: выполнить словообразование по картинкам.
Стол___, чашка___, сумка___, ведро___
Образование названий детенышей.
Задание: образовать слова по образцу (у кошки – котята).
у лисы ___ у утки ___
у слонихи ___
14. Состояние связной речи.
Составление рассказа по сюжетной картинке «Котенок».
Задание: опиши котенка, какой он___
___
Пересказ текста
Задание: пересказать текст.
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив и последующем пересказе. Затем задают несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Потом еще раз выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».
___
___
___
15. Состояние слухового внимания:
дифференциация звучащих игрушек___
___
16. Фонематические процессы.
Задание: повторить слоги с оппозиционными звуками:
ба-па; па-ба; да-та, та-да; га-ка; ка-га; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; на-ня, ня-на.
___
___
Дифференциация оппозиционных звуков.
Задание: показать по картинкам.
Мишка – миска, почка – бочка, цвет – свет, рейка – лейка, салат – халат, майка – марка
Фонематический анализ.
Задание: выделение звука на фоне слова (ДОМ, МАК)___
17. Слоговая структура слова.
Задание: повторить слова с опорой на наглядность.
Кот ___, вода___, мост___, банка___, спина___, фантик___, ступенька___
18. Звукопроизношение.
Гласные ___
Согласные: б, п, м___ в, ф ___
д, т, н ___ г, к, х ___
й___
- свистящие___
- шипящие___
- аффрикаты___
- сонорные___
19. Логопедическое заключение ___
___
___
20. Заключения специалистов
Слух – ___
Зрение – ___
Невролог – ___
21. Результаты исправления речи___
___