Алена Дидрих-Мирошник
Речевая карта для начальной школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №88» VIII вида
Речевая карта
___
Ф. И. О. ребенка
Ученика (-цы)___класса
Дата зачисления на занятия ___
г. Новокузнецк
Анкетные данные
Ф. И. О. ребенка___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Домашний телефон___
Откуда поступил___
Сведение о родителях
Мать (Ф. И. О., возраст на момент родов) ___
___
Публикация «Речевая карта для начальной школы VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Отец (Ф. И. О., возраст) ___
___
Национальный язык___
Двуязычие___
Решение ПМПК
Решение ПМПК от___протокол №___
Принят в ___ ___ класс
Заключение ___
___
___
Дата заполнения речевой карты___
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка:
Мать___
Отец___
От которой по счету беременность ребенок ___
Характер протекания беременности (токсикоз, инфекции, травмы, хронические заболевания) ___
___
Когда закричал ребенок___
Наблюдалась ли асфиксия___
Вес и рост при рождении___
Раннее психомоторное развитие
Голову держит (в норме с 1,5 мес.)___
Сидит (в норме – 6 мес.)___
Ползает с___
Стоит с___
Ходит с ___
Появление первых зубов___
Количество зубов к году___
Раннее речевое развитие
Гуление ___
Лепет (в норме с 3-4 мес.)___
Первые слова (в норме - около года)___
Первые фразы (в норме – с 1,5 до 2 лет)___
Отношение к речевому дефекту___
Занятия с логопедом
___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии
Педиатр___
Невропатолог___
Психоневролог___
Отоларинголог___
Офтальмолог___
Состояние артикуляционной моторики
Наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.
___
Движения губ: («улыбка», «трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю).
1 класс___
2 класс___
3 класс___
4 класс___
Движения языка: («лопата», «жало», «лопата» - «жало», «качели», «чашечка», «вкусное варенье»)
1 класс___
2 класс___
3 класс___
4 класс___
Движения нижней челюсти (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево)
1 класс___
2 класс___
3 класс___
4 класс___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, нормальные)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
___
Челюсти
___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
___
Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель)
___
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
___
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)
___
Состояние дыхательной и голосовой функций
Тип физиологического дыхания (верхнелегочное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
1 класс___
2 класс___
3 класс___
4 класс___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
1 класс___
2 класс___
3 класс___
4 класс___
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
1 класс___
2 класс___
3 класс___
4 класс___
Особенности динамической речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
___
Сформированность звуко-слоговой структуры слова
1 класс
фотограф
регулировщик
клубника
велосипедист
скворечник перекресток
аквариум
водопроводчик
подснежник
Дюймовочка
2 класс
экскаватор
скворец
самолет
груз
градусник фотоаппарат
тропинка
тротуар
универсам
простокваша
3 класс
милиционер
космонавт
танкист
скакалка
велосипед мотоцикл
скамейка
стрекоза
черепаха
виолончелист
4 класс
термометр
аквалангист
кораблекрушение
перепорхнуть
кинотеатр сковорода
погремушка
парашютист
микстура
фотограф
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками
1 класс
ба - па
га – ка
жа - ща
ла- ра
та - да па- ба
ка – га
ща – жа
ра – ла
да - та
2 класс
ба – па- ба
да- та – да
га – ка – га
жа – ша – жа
за – са - за па – ба – па
та – да – та
ка – га – ка
ша – жа – ша
са – за - са
3 класс
са- ша – са
ца – са – ца
ча – тя – ча
ща – ша – ща
ча – ца - ча ша – са – ша
са – ца – са
тя – га – тя
ша – ща – ша
ча – ча - ца
4 класс
ща – ся – ша
ра – ла – ра
ща – ча – ща
со – зо – со
ка – ха - ка ся – ща – ся
ла – ра – ла
ча – ща – ча
зо – со – зо
ха – ка - ха
Состояние звукопроизношение
(изолированно, в словах, во фразах)
Звук 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
с
с'
з
з'
ц
ш
ж
щ
ч
л
л'
р
р'
к
к'
г
г'
х
б
д
т
в
ф
Состояние языкового анализа и синтеза
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Выделить первый звук в слове
осень
шапка
рыба
астра
улей
чайник
арка
банки
щетка
искра
Выделить последний звук в слове
ток
лодка
олень
палец
лимон
сироп
малыш
сук
врач
лещ
Определить количество звуков в словах
дом
банан
лампа
совы
луна
шутки
танк
камыш
труба
батон
Состояние грамматического строя речи
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Составление предложений по опорным словам
мальчик, открывать, дверь
девочка, читать, книжка
доктор, лечить, дети
рисовать, карандаш, девочка
в, сад, расти, вишня
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косит, трава, кролики, для
Миша, дать, собака, большая, кость
Петя, купить, шар, красный, мама
2. Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай ___ чашки
Почки распустились ___ деревьях
Лодка плавает ___ озеру
Чайка летит ___ водой
Птенец выпал ___ гнезда
Деревья шумят ___ ветра
Последние листья падают ___ березы
Щенок спрятался ___ крыльцом
Пес сидит ___ конуры
Большая толпа собралась ___ театром
3. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
стол – столы – столов
стул – стулья – стульев
воробей – воробьи – воробьев
зеркало – зеркала – зеркал
котенок – котята – котят
яблоня – яблони – яблонь
майка – майки – маек
вишня – вишни – вишен
ведро – вёдра – ведер
4. Согласование существительных с числительными
2 флажка
3 бабочки
5 шаров
6 ручек
7 карандашей
5 яблок
2 уха
3 груши
5 ведер
2 котенка
5. Употребление существительных в разных падежах
Чем кушают суп?
Чем покрывают стол?
Откуда возвращаются дети?
Где сидит собака?
Чем рисует девочка?
О ком думает кошка?
Кому мальчик дает мяч?
Где лежат фрукты?
Откуда выпазит собака?
Чего нет у мальчика?
Понимание логико-грамматических связей
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. покажи ключ, карандаш, покажи карандашом ключ
карандаши – ключом
2. нарисуй круг над крестом
крест над кругом
3. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
4. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
5. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
6. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Состояние словаря и навыков словообразования
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Образование названий детенышей животных
у кошки
у козы
у волка
у утки
у лисы
у льва
у собаки
у курицы
у свиньи
у коровы
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
сапог
стул
ведро
снег
дерево
гнездо
голова
птица
лоб
трамвай
3. Образование относительных прилагательных
кукла из бумаги –
шапка из соломы
кисель из клюквы
салат из моркови
варенье из вишни
суп из грибов
варенье из яблок
лист дуба
лист осины
шишка ели
4. Образование качественных прилагательных
лису за хитрость называют хитрой
волка за жадность –
зайца за трусость –
медведя за силу
льва за смелость
если днем жара, тогда день – жаркий
если мороз –
если снег –
если дождь –
если ветер –
если холод -
5. Образование притяжательных прилагательных
лапа собаки
усы кошки
хвост волка
грива льва
лапа лисы
уши зайца
гнездо орла
клюв птицы
очки бабушки
берлога медведя
6. Название предметов по описанию
предмет, которым причесывают?
предмет, которым режут хлеб?
предмет, которым рубят дрова?
предмет, которым копают землю?
дети, которые учатся в школе?
домик, сделанный для скворцов?
улица самая широкая и красивая в городе?
7. Подбор однокоренных слов
лес (лесной, лесничий, лесочек, лесник)
стол (столик, столовая, столяр, застолье)
вода (водяной, водичка, водопад)
цветок (цветет, цветник, цветовод, цветной)
школа (школьник, школьный)
8. Подбор синонимов
врач – доктор, лекарь
горе – беда, несчастье, печаль
бежать – лететь, мчаться, нестись
родник – ключ
труд – работа
смелый – храбрый
радость - веселье
9. Подбор антонимов
острый – тупой
строить – ломать
плакать – смеяться
толстый – худой
день – ночь
холодный – горячий
высокий – низкий
твердый – мягкий
новый – старый
зной - стужа
Состояние связной речи
1. Беседа
1 класс___
___
___
___
2 класс___
___
___
___
3 класс___
___
___
___
4 класс___
___
___
___
2. Составление рассказа по сюжетным картинкам
1 класс___
___
___
___
2 класс___
___
___
___
3 класс___
___
___
___
4 класс___
___
___
3. Пересказ
1 класс___
___
___
___
2 класс___
___
___
___
3 класс___
___
___
___
4 класс___
___
___
___
Состояние письменной речи
1 класс
Списывание по показу строчные и прописные буквы:
___
2 класс
Списать с печатного текста:
Урок.
У нас урок. Мы идём в зал. Там учитель. Мы будем бегать, прыгать, играть.
(14 слов)
Списать с рукописного текста:
___
3 класс
Записать текст под диктовку:
Собака.
У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку под крыльцом.
(24 слова)
4 класс
Осень.
Гудит осенний ветер. Аллея усыпана листьями. Не жужжат пчёлы. Не слышно птиц. В саду я собрал букет осенних листьев. В субботу наш класс выпускает газету. Я напишу туда рассказ про осень.
(31 слово)
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
замены букв
пропуск букв
пропуск слогов
перестановка
букв, слогов
слитное
написание слов
пропуск предлогов
грамматические
ошибки
Примечание
Обследование чтения
1 класс
Прочитать слоги:
ам-ма
ом-мо
ах-ха
аш-ша
ок-ко
ац-ца
сто
вра
гво
Прочитать слова:
том
лес
юг
мыло
весна
ручьи
ягоды
радуга
коробка
Прочитать предложения:
Мама, мама! Оса!
Ау, Маша!
Мама, мама! Уха!
2 класс
Прочитать текст:
Наша семья.
Папа работает на заводе. Он столяр. Он делает столы и стулья. Мама работает на фабрике. Она шьет платья. Я учусь в школе. Мои братья ходят в садик. Наша семья дружная.
(30 слов)
3 класс
Волк и коза.
Волк водит: коза посеется на каменной горе, и нельзя к ней подобраться. Он ей и говорит: «Пошла бы вниз: тут и место поровнее, и трава сладкая».
А коза говорит: «Не зачем ты, волк, меня вниз завеешь: ты не о моем, а о своем корме хлопочешь». (А. Н. Толстой)
(52 слова)
4 класс
И горы хотят мира.
В один из теплых дней ребята ушли в поход. Поднялись на гору. Гора была небольшая, но ребятам казалось, что они где-то под облаками.
Девочки увлеклись цветами, а мальчики бегали. Ребята договорились назвать эту вершину именем своего класса. Кто-то крикнул: «Люди, мы хотим мира!» В горах отозвалось эхо. И тут Вова сказал: «Ребята, слышите, горы тоже хотят мира!»
(62 слова)
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Знание графического образа букв (знает, не знает, все, некоторые)
2. Чтение (по буквам, по слогам, целыми словами). Читает быстро, медленно.
3. Понимание прочитанного.
4. Ошибки при чтении
а) пропуск букв
б) пропуск слогов
в) пропуск слов
г) замены букв
д) перестановка букв, слогов
е) пропуск предлогов
ж) грамматические ошибки
Примечание
Заключение о состоянии речевого развития
1 класс
Начало года___
___
Конец года___
___
2 класс
Начало года___
___
Конец года___
___
3 класс
Начало года___
___
Конец года___
___
4 класс
Начало года___
___
Конец года___
___
Перспективный план коррекционной работы
на 20___ - 20___ учебный год