Анна Барашкина
Речевая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность к школе.
Поступление в школу очень ответственный момент в жизни ребенка. Меняется привычный образ жизни. Игровая деятельность меняется на учебную.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?
Специалисты рассматривают три вида готовности
- физическая:
(антропометрия, зубы, осанка, зрение, слух, моторика, работоспособность, чувство времени)
- социально-психологическая:
Публикация «Речевая готовность к школе» размещена в разделах
(эмоционально-волевая готовность, мотивация)
- интеллектуальная:
(мелкая моторика, речевая готовность, внимание, память, мышление, запас знаний, эрудиция).
От готовности к школьному обучению будут зависеть успехи ребенка в усвоении всех предметов школьной программы. Готовность к школьному обучению предполагает мотивацию к обучению, т. е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять инструкции учителя, контролировать свое поведение.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита устная речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Рассмотрим, что такое речевая готовность к школе.
Для успешного овладения письменной речью у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Слуховое внимание.
Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи:
Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (аквалангист, плоскогубцы, мотоциклист, регулировщик, термометр).
Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.
Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Нарушение звукопроизношения приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Несформированность данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.
3. Фонематический слух.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, отвечающий за распознание и воспроизведение фонем.
У детей должно быть сформировано фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза.
Дети должны уметь:
1. Выделять звук из ряда звуков, слогов;
2. Различать слова квазиомонимы на слух (бочка-почка);
3. Выделять ударный и безударный гласный в начале слова, гласный звук в середине слова и конце слова;
4. Выделять первый и последний согласный в слове;
5. Определять последовательный и количественный анализ трех и четырехзвуковых слов;
6. Делить предложения на слова;
7. Владеть навыками слогового анализа и синтеза.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия: пропуски гласных букв (всят-висят, пропуски согласных букв (комата-комната, пропуски слогов и частей слова (стрки-стрелки, замена гласных (люгкий-легкий, замена согласных (роча-роща, перестановки букв и слогов (онко-окно, недописывание букв и слогов (чере-через, наращивание слов лишними буквами и слогами (детити-дети, искажение слова (чайщик-чащи, слитное написание слов и их произвольное деление (бойчасов-бой часов, нарушение смягчения согласных (болшой-большой, неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
У детей должен быть достаточный объем словаря существительных, глаголов и прилагательных, ведь чем больше слов в активном словаре, тем умнее человек, красивее его речь. К началу школьного обучения словарь первоклассника должен насчитывать от 3500 до 7000 слов.
Дети должны уметь:
Подбирать обобщающие понятия.
Подбирать слова антонимы и синонимы ( Например: зло-добро, храбрый – смелый – отважный).
Дифференцировать обозначения предметов ( например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»).
Употреблять сложные слова ( например: длинноногий).
Знать детенышей диких и домашних животных.
Времена года. Свое имя, фамилию и имена родных, адрес. Название родного города и страны.
5. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы процессы словоизменения и словообразования.
Дети должны уметь:
1. Образовывать существительные именительного падежа единственного и множественного числа (дом-дома).
2. Образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа (кот-котов).
3. Образовывать существительные дательного, творительного, винительного и падежного падежа (с сумкой, без руки).
4. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое полотенце).
5. Согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей).
6. Образовывать глаголы с использованием приставочного, суффиксального способа словообразования (приехал, уехал).
7. Изменять глаголы по временам (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит).
8. Употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.
9. Образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи).
10. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).
11. Употреблять простые и сложные предлоги в речи.
В связи с недоразвитием лексико-грамматической сферы на письме могут проявиться следующие ошибки: нарушения согласования слов, замена слов по звуковому сходству, слитное написание предлогов, пропуски слов в предложении.
6. Связная речь.
Дети должны уметь:
Свободно общаться с взрослыми и сверстниками.
Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту.
Рассказывать о пережитых событиях.
Пересказывать содержание сказки, рассказа.
Описывать окружающие предметы.
Уметь составлять рассказ по одиночной картине и серии сюжетных картин.
Уметь пересказывать.
Кроме развития устной речи необходимо обратить внимание на развитие графомоторных навыков.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Очень хочется, чтобы родители будущих первоклассников знали как можно больше и о готовности ребенка к школе и о такой важной РЕЧЕВОЙ готовности.