Наталья Кириченко
Опыт работы по оказанию коррекционной помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности, так и основных психических процессов. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Каждый день я ищу наиболее эффективные пути построения логопедического сопровождения. Использую активные формы обучения. Создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания. Использую ИКТ, новые технологии Е. Д. Худенко, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.
Публикация «Опыт работы по оказанию коррекционной помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии речи» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Целью моей работы является оказание своевременной коррекционной помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии речи. Основными задачами в ходе оказания помощи дошкольникам являются:
• Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательной программы.
• Выявление воспитанников с проблемами речевого развития и определение основных направлений коррекционной работы, в зависимости от характера речевого нарушения, возраста и психических особенностей.
• Совершенствование связной речи; обогащение и уточнение словарного запаса детей; практическое усвоение грамматических средств языка; формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры; подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Работая над устранением речевых проблем, учитель-логопед ни в коем случае не должен забывать про общее развитие ребенка. В большинстве случаев логопед может помочь детям благополучно справиться с имеющимися у них нарушениями речи, укрепить здоровье, и, наравне с другими, овладеть образовательной программой детского сада. Такое возможно при правильной организации и проведении коррекционной работы с использованием нетрадиционных методов и здоровьесберегающих технологий, а именно: выбрав рациональный путь коррекционной помощи с четким алгоритмом действий. Такие технологии стали неотъемлемой частью моей трудовой деятельности. Мной применяется образовательная и коррекционная работа в группах с нарушением речи, которая проводится по программе для дошкольных образовательных учреждений «Коррекция нарушения речи» под ред. Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой.
В своей работе я использую различные игры, упражнения, метод наглядного моделирования. Дети обязательно работают с картинками, аудио- и видеоматериалами. На занятиях мы беседуем и слушаем рассказы. Наиболее обширный список методов представлен в нижеследующем списке:
• Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.
• Кинезиологические упражнения
• Пальчиковая гимнастика
• Модели артикуляции звуков
• Дыхательную гимнастику для развития физиологического и речевого дыхания с использованием традиционных и нетрадиционных игровых приемов
На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии:
• Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.
• Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
На индивидуальных занятиях я успешно использую элементы су-джок терапии, целью которой является нормализация мышечного тонуса. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, мной применяется такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Такой вид гимнастики оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, дети учатся видеть, слышать и рассуждать
Оборудование
• Банк диагностического материала. Игры, задания, иллюстрации.
• Банк демонстрационного материала: картинный материал по лексическим темам; Картинный материал по развитию связной речи; сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; картинный материал для формирования слоговой структуры слова.
• Материалы по коррекции звукопроизношения : серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонетическим группам; альбомы для формирования правильного произношения; серии картинок для отработки слоговой структуры слова; схемы для артикуляционных укладов звуков; настольные логопедические игры – занятия; предметные картинки для закрепления произношения формируемого звука.
• Уголок «Пальчиковая игротека» : пособия – тренажеры, массажные кольца, массажные шарики «су джок», игры – шнуровки, прищепки, природный материал, бытовые предметы.
• Комплект игр, используемых на этапе чтения: «Отгадай буквы на ощупь», «Мои первые буквы», «Найди букву», «Логопедическое лото», «Сложи букву», «Узнай букву», «Играем и читаем», «Читаем по слогам», «Угадай слово», «Слоги и слова», «Расшифруй слова», «Посели слова в домики».
• Комплекты игр по развитию речи : «Профессии», «Один – много», «Контрасты», «Чей домик», «Времена года», «Уютный домик», «Умные машины», «Мой дом», «Животные и их детеныши», «Подбери пару», «Цепочки», «Чья мама?», «Растения и животные», «Наши помощники», «Овощное лото», «Ассоциации (лото)».
• Банк раздаточного материала для составления звукового анализа слова.
• Комплекс раздаточного материала для развития связной речи.
• Конспекты занятий.
• Консультации для родителей.