Наталья Кириченко
Опыт работы по оказанию коррекционной помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности, так и основных психических процессов. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Каждый день я ищу наиболее эффективные пути построения логопедического сопровождения. Использую активные формы обучения. Создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания. Использую ИКТ, новые технологии Е. Д. Худенко, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Целью моей работы является оказание своевременной коррекционной помощи воспитанникам, имеющим отклонения в развитии речи. Основными задачами в ходе оказания помощи дошкольникам являются:
• Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательной программы.
• Выявление воспитанников с проблемами речевого развития и определение основных направлений коррекционной работы, в зависимости от характера речевого нарушения, возраста и психических особенностей.
• Совершенствование связной речи; обогащение и уточнение словарного запаса детей; практическое усвоение грамматических средств языка; формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры; подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Работая над устранением речевых проблем, учитель-логопед ни в коем случае не должен забывать про общее развитие ребенка. В большинстве случаев логопед может помочь детям благополучно справиться с имеющимися у них нарушениями речи, укрепить здоровье, и, наравне с другими, овладеть образовательной программой детского сада. Такое возможно при правильной организации и проведении коррекционной работы с использованием нетрадиционных методов и здоровьесберегающих технологий, а именно: выбрав рациональный путь коррекционной помощи с четким алгоритмом действий. Такие технологии стали неотъемлемой частью моей трудовой деятельности. Мной применяется образовательная и коррекционная работа в группах с нарушением речи, которая проводится по программе для дошкольных образовательных учреждений «Коррекция нарушения речи» под ред. Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой.
В своей работе я использую различные игры, упражнения, метод наглядного моделирования. Дети обязательно работают с картинками, аудио- и видеоматериалами. На занятиях мы беседуем и слушаем рассказы. Наиболее обширный список методов представлен в нижеследующем списке:
• Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.
• Кинезиологические упражнения
• Пальчиковая гимнастика
• Модели артикуляции звуков
• Дыхательную гимнастику для развития физиологического и речевого дыхания с использованием традиционных и нетрадиционных игровых приемов
На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии:
• Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.
• Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
На индивидуальных занятиях я успешно использую элементы су-джок терапии, целью которой является нормализация мышечного тонуса. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, мной применяется такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Такой вид гимнастики оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, дети учатся видеть, слышать и рассуждать
Оборудование
• Банк диагностического материала. Игры, задания, иллюстрации.
• Банк демонстрационного материала: картинный материал по лексическим темам; Картинный материал по развитию связной речи; сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; картинный материал для формирования слоговой структуры слова.
• Материалы по коррекции звукопроизношения : серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонетическим группам; альбомы для формирования правильного произношения; серии картинок для отработки слоговой структуры слова; схемы для артикуляционных укладов звуков; настольные логопедические игры – занятия; предметные картинки для закрепления произношения формируемого звука.
• Уголок «Пальчиковая игротека» : пособия – тренажеры, массажные кольца, массажные шарики «су джок», игры – шнуровки, прищепки, природный материал, бытовые предметы.
• Комплект игр, используемых на этапе чтения: «Отгадай буквы на ощупь», «Мои первые буквы», «Найди букву», «Логопедическое лото», «Сложи букву», «Узнай букву», «Играем и читаем», «Читаем по слогам», «Угадай слово», «Слоги и слова», «Расшифруй слова», «Посели слова в домики».
• Комплекты игр по развитию речи : «Профессии», «Один – много», «Контрасты», «Чей домик», «Времена года», «Уютный домик», «Умные машины», «Мой дом», «Животные и их детеныши», «Подбери пару», «Цепочки», «Чья мама?», «Растения и животные», «Наши помощники», «Овощное лото», «Ассоциации (лото)».
• Банк раздаточного материала для составления звукового анализа слова.
• Комплекс раздаточного материала для развития связной речи.
• Конспекты занятий.