Гузалия Галиева
Консультация для воспитателей «Речевая агрессия у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги, психологи в нашем детском саду, все чаще говорят о речевой агрессии. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается, то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевая агрессия у детей“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Что такое речевая агрессия? Речевая агрессия – это общение грубое, оскорбительное, обидное.
Вспомним проявления физической агрессии : ребенок дерется, толкается, кусается; ругается, дерзит, огрызается, переговаривается.
Каковы проявления речевой агрессии средних и старших дошкольников? Речевая агрессия проявляется в оскорблениях, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки", "визг", "нытье", и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах.
Причины возникновения речевой агрессии :
Речевая агрессия в дошкольном возрасте может возникать как подражание поведению взрослых, «как взрослый».
Оказывается, дети учатся речевой грубости у нас, взрослых! У родителей,у воспитателей, у знакомых, просто случайных людей.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей - по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик Артур отбирает игрушку у сверстника Раиля. Раиль: «Что, дурак что ли!» - презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос воспитателя «Разве можно так говорить!» Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя говорить», которым преимущественно ограничивается воспитатель.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты!»; «Ты всегда!»).
Возникает «замкнутый круг» : добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию - протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение - посильная задача для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.
Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно - грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!».).
Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.
Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.
Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова - способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
- прямое порицание - самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.
- игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.
- переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.
- метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.
Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?», употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам.», использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).
Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» - проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то»).
Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.
Литература:
Автор: Щербинина Ю. В.
" Если ребенок грубиян: Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии ". (М. : Ювента, 2006)