Светлана Ивановна Медведева
Речь взрослого как средство развития детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Речь взрослого как средство развития детей с ОНР.
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети могут испытывать трудности в овладении речью. Родители должны знать, что нельзя форсировать речевое развитие и заучивать с детьми сложные и большие стихи, заставлять произносить сложные звуки, которые не доступны в силу того, что не сформирован артикуляционный аппарат, читать художественные произведения для детей старшего возраста. Ребенок перенимает опыт речевого общения от общения с окружающими. Взрослые должны разговаривать с ребенком четко, спокойно, не торопясь, следить за своим произношением, не "подделываясь" под детскую речь. Нельзя ругать малыша за плохую речь. Часто это приводит к отрицательным результатам. В семье ребенок должен испытывать удовольствие от общения со взрослыми, получать новые знания, обогащать словарный запас, учиться правильно произносить звуки и строить предложения.
Публикация «Речь взрослого как средство развития детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей с ОНР отмечается низкий уровень общения наряду с речевыми трудностями. При исследованиях было доказано, что ребенок значительно раньше начинает пытаться выражать просьбы словесно, если родители не проявляют ответной реакции на просьбу малыша, выраженную жестом. У детей с ОНР отмечаются также серьезные нарушения в понимании речи. Это ведет к тому, что знакомство с окружающим миром обедненное и поверхностное. Обучение детей надо начинать как можно раньше, с 3-4 лет, т. к. позднее начало формирования речи приводит к отставанию психического развития. Работая с такими детьми, прежде всего надо развивать понимание речи и воспитывать потребность в общении для появления активной речи. Для развития речи хорошо создавать «проблемные» ситуации. Если, например, «забыть» положить кому-то из детей альбом или карандаши, то ребенок вынужден будет обратиться к взрослому.
Сначала дети соотносят слова с предметами, действиями и признаками, а затем в процессе общения начинают пользоваться ими. Чтобы ребенок запомнил то или иное слово, необходимо его многократно повторять. Исследования показали, что для того чтобы слово стало «своим», необходимо от 70до 90 повторений этого слова со стороны взрослого. Только тогда, когда речь взрослого широко опирается на наглядность и деятельность, обучение младших дошкольников достигает цели. Речь взрослого может быть обращена ко всем детям или к отдельному ребенку.
При работе с детьми с ОНР надо помнить, что ребенок не относит обращение к себе, если оно адресовано всем. На занятиях должен быть положительный настрой, и педагог должен постоянно хвалить детей. Желая услышать положительную оценку в свой адрес, ребенок начинает проявлять активность для того, чтобы привлечь внимание педагога (показывает на себя рукой, мимикой, жестом, взглядом, а некоторые восклицают: «Я»).
Таким образом речь взрослого оказывает большое влияние на развитие восприятия речи детьми.
Список литературы.
1. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников», М., «Просвещение», 1981 г
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., «Просвещение», 1990 г
3. Генинг М. Г., Герман Н. А. «Воспитание у дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1975 г.