Наталья Травина
Речь — показатель психического развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Человек овладевает речью в детстве и на протяжении жизни совершенствует ее, обогащая словарь. Родную речь ребенок слышит от родителей, из окружающей среды. Речевое развитие ребенка, по мнению Т. Н. Ушаковой, предстает как сторона общего психогенеза, протекающего на ранних этапах под преобладающим воздействием генетически заданной программы. То есть основа речевого развития у ребенка заложена в генах, а саморазвитие особенно активно происходит в детстве. Возраст с трех до семи лет является важнейшим в становлении и развитии речевой функции. Это обусловлено тем, что именно в этот период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Этому способствует высокая пластичность мозга, способность все превращать в игру (дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней, а также любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими (они играют звуками, механически многократно повторяют их). В последнее время развитию речи ребенка уделяется очень мало внимания как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, отсюда возникает масса проблем в разных социальных и возрастных группах. Конечно, идеально говорящих людей нет, однако необходимо педагогам и родителям стремиться к повышению культурного уровня своего ребенка и воспитанника. Если какие-либо функции у ребенка нарушены с детства, например: плохой слух, голос, влияние неблагоприятной речевой среды, плохое психическое состояние, ребенок замкнут, эмоционально зажат, то это обязательно должно отразиться на голосе. В дошкольном возрасте одним из основных правил гигиены и охраны голоса детей являются систематические занятия речью. В данном возрасте можно укреплять дыхание, воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения, развивать интонационную выразительность. Воспитание хорошего голоса и грамотной речи нужно начинать рано, так как ребенок дошкольного возраста способен овладеть большим объемом знаний, конечно, с помощью грамотного и высококвалифицированного педагога. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Очень важным фактором для развития речи является полноценный слух. Необходимо поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет довольно трудно преодолеть. В педагогических исследованиях подчеркиваются, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух - ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи.