Получи документы

Речь педагога и ее влияние на воспитанников

елена котыш
Речь педагога и ее влияние на воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – это важнейшее средство общения людей. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека", которая свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.

Публикация «Речь педагога и ее влияние на воспитанников» размещена в разделах

В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов рассматривается как одно из условий повышения качества воспитания и образования детей. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Дети общаются с педагогом в различных видах деятельности. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя - формирование культуры речи детей.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л. И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Формула культуры речи:

• Думай, кому говоришь.

• Что говоришь.

• Где говоришь.

• Зачем говоришь.

• Какие из этого будут последствия?

Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

К голосу предъявляется ряд требований:

• голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей;

педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);

педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;

• с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;

• голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Речевое дыхание - обеспечивает нормальное голосо – и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования

Требования к качеству речи педагога.

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в детском возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития детей (подражание, педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) педагог, способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон редагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в детском возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики детского возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Самые распространённые ошибки в речи педагога :

Употребление слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Часто употребляемые слова – паразиты: «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем». Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д.

Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:

дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма,

а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

Нелитературное произношение слов:

хочут –хотят,

пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг,

сижа – сидя,

езжай – поезжай,

заплотит – заплатит,

ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

Ласка и шутка:

Маленький, да удаленький. Мал, да удал;

Ясен, как солнышко (как звездочка).

Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.

Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

Выросла, как тополька.

Кубарики - кубаришки, малые ребятишки.

Ты моя баловушка.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса — всему городу краса.

Растут детки, как грибки - дождевички.

Ау, подай голосок через темный лесок!

Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.

Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.

Сядем рядком да потолкуем ладком.

Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.

Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

Саночки - самокаточки: садись да катись.

Прытко бегают, да часто падают.

Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

Поучение или наставление:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

О чем не сказывают, о том не допытывайся.

Поспешишь — людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь — ногу зашибешь.

На скору ручку — комком да в кучку.

Умел потерять, умей и найти.

Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.

Умей сказать, умей и смолчать.

Умей шутить, умей и перестать.

Любо — бери, не любо — не вороши.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Порицание:

Много шуму — мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски.

Весь дом вверх дном.

У наших у ворот - всегда хоровод.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш Филат не бывает виноват.

У всякого Федорки свои отговорки.

Друг на дружку, а все на Петрушку.

Я про сапоги, а он про пироги.

На своей улочке и курочка храбра.

Наш пострел везде поспел.

Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну:

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Ешь больше, богатырем будешь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Остатки сладки.

Лакомый кусок на закрепу.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка — подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском учреждении должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад на заседании Методического Объединения «Школа Молодого Педагога» — «Родители воспитанников — мои союзники» Районное Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко» Доклад на заседании МО ШМП Тема:.

Перспективный план по теме: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста» Цель: с помощью пальчиковых игр способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию речи, памяти, умению координировать свои действия.

Познание и речь Речь и познание Речь и познание неразрывно связаны между собой. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка, оказывающих.

Рука развивает речь «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче.

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Статья. Логинова Анна анатольевна. Воспитатель детского сада №19 «Василек» г. Якутск. Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного.

Семинар для педагогов на тему: «Сохраним тебя, русская речь!» Цикл «Ваш успех — ваша речь!» Ноябрь-2013 Миссия – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной.

Школа совершенствования профессионализма. Консультация-игра «Речь педагога особенна» Слайд1. Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Влияние компьютерных игр на речь ребенка В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице.

Выступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка»Выступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка» Выражение «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» принадлежит известному учёному, физиологу В. М. Бехтереву.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь педагога и ее влияние на воспитанников
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 12:37
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь педагога и ее влияние на воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем елена котыш (УИ 392363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД