Юлия Муханова
Выступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выражение «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» принадлежит известному учёному, физиологу В. М. Бехтереву.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как же эти процессы связаны между собой?
Оказывается, в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом и активно влияют друг на друга. Хотите помочь ребёнку заговорить играйте с ним в пальчики.
Публикация «Выступление на семинаре-практикуме „Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значить развивать речь ребёнка. Такие игры поднимут ребёнку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно.
Для развития рук, а следовательно и речи, ребенок должен работать с мелкими предметами: выкладывать фигурки, палочки, считать их, определять цвета. Важно, чтобы упражнения приносили ребенку радость.
Известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика. В кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая улучшает работу мозга.
Пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает воздействие на кору и предохраняет ее от переутомления.
В игровой самомассаж входят поглаживание, растирание, разминание, вибрация, постукивание и вновь поглаживание. Можно просто брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. И так 2-3 минуты ежедневно. Так речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Еще наши предки использовали народные потешки «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и различные считалки.
Для успешной работы по развитию мелкой моторики рук у детей необходимо создать предметно-игровую среду, а именно:
- мозаики различной конфигурации;
- пазлы;
- Пирамидки и матрешки;
- игры шнуровки;
- игры на застегивание, расстегивание кнопок, пуговиц;
- волчки;
- мячи разного диаметра материала;
- счетные палочки;
- набор геометрических фигур;
- лего (разной величины);
- конструкторы;
- «чудесный мешочек»;
- альбом для штриховки;
- трафареты с геометрическими фигурами;
- трафареты с фигурами, согласно лексическим темам;
- книжки раскраски;
- фасоль, бусы, шишки, мелкие игрушки;
-простой и цветные карандаши;
- фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки;
- ножницы;
- цветная бумага, картон;
- тетрадь в крупную клетку.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр :
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик–они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:сжатие; растяжение; расслабление.
3. Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.
4. Играть в пальчиковые игры нужно каждый день. И чтобы ребенок сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время можно вернуться к позабытым.
5. Не перегружайте ребенка сложными пальчиковыми играми и не проводите слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия сначала начинайте с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.
6. Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.
7. Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения.
8. Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.
9. Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается.
Своё выступление хочу закончить словами В. А. Сухомлинского – Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.