Елена Бардычева
Речь — основной компонент психического и личностного развития ребенка в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЬ – ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
На этапе дошкольного детства определяется новая социальная ситуация развития, Руководящей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Публикация «Речь — основной компонент психического и личностного развития ребенка в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Игра является руководящей деятельностью ребенка не потому, что занимает более всего свободного от сна времени в его жизни, а потому, что предопределяет самые важные изменения в психических процессах и психических особенностях его личности. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и привычками).
Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на психическое и личностное развитие.
Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего развивается произвольное восприятие,внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.
Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.
Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия.
Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.
Игра предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребенка.
В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование).
В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. О ней М. Горький писал: «В игре словом ребенок познает тонкости родного языка». К. И. Чуковский в своей книги «От Двух до пяти» указал на связь между развитием речи ребенка и развитием движения, игры. У самых маленьких автор устанавливает связь между ритмическими прыжками и стремлением к рифмованию слов.
В процессе содержательной игры создаются предпосылки для развития связной речи и мышления.
О взаимоотношении у детей языка мышления И. М Сеченов писал: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время и говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ».
В процессе игры, особенно сюжетной, строительной, когда ребенок хочет выполнить задуманную постройку, он все время говорит. Характерной чертой речи ребенка во время целенаправленной игры является наличие в ней многих вопросов, которые возникают как результат и свидетельство детских дум в деятельности общении.
Речь ребенка в процессе такой игры как бы двигает игру; ребенок обдумывает свои действия, они приобретают целенаправленные характер.
Воображение способствует развитию связной речи, разговору о новой ситуации.
Приподнятое настроение, интерес к игре вызывает у ребенка потребность говорить.
Дети, пользуясь в разнообразных творческих играх обобщающими словами, о смысле которых они узнали, участвуя в дидактических играх, в беседах после чтения, закрепляют эти слова в сознании, определяют ими свои действия.
В процессе игры у детей создаться предпосылки для развития правильных рассуждений, особенно в тех случаях, когда они оперируют знакомым материалом.
Ребенок старшего и даже дошкольного возраста хочет знать не только название вещи, но и её особенности и назначение: откуда она взялась, из чего сделана, как сделана.
Речевые области формируются также под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
В игре так же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности.