Ольга Сёмина
Консультация «Речь будущего первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь будущего первоклассника
В последние годы сохраняется тенденция - у достаточно большого числа первоклассников общеобразовательных школ речь не соответствует возрастным нормам. Наряду с этим отмечается усложнение структуры речевых нарушений. В результате такие основополагающие школьные предметы, как чтение и письмо, усваиваются через призму речевых нарушений, а значит не в полной мере и искаженно.
Публикация «Консультация „Речь будущего первоклассника“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Уровень развития речи ребенка поступающего в первый класс является показателем готовности к овладению письменной речью. Что же имеется ввиду?
1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
2. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист, лекарство, сковорода и т. д.
3. У ребё нка должен быть хорошо развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук (начало, середина, конец); подобрать слова на заданный звук; сосчитать, сколько слов в предложении; угадать слово по определенным звукам (буквам); сосчитать, сколько слогов в словах; и т. д.
4. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный; и т. д.
5. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями.
6. Ребёнок владеет связной речью : может рассказать о себе; составить рассказ по сюжетной картине и серии картин; пересказать текст; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется.
7. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков. И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Необходимо отметить, что путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь. Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!
Речь будущего первоклассника
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов, один из которых – что должен знать и уметь ребенок в области развития речи и готовности к овладению грамотой?
К сожалению, далеко не все родители уделяют должное внимание подготовке ребенка к школе, часто перекладывая эту ответственность на дошкольные образовательные учреждения и курсы подготовки детей дошкольного возраста на базе школ и учебных центров. Не всегда родители дошкольников придают серьезное значение несовершенству речи своих детей, надеясь на то, что со временем дефекты устной речи исчезнут без специализированной помощи. Есть и такие родители, которые в дефектном произношении звуков речи не видят причин для беспокойства считая, что такое произношение не мешает в дальнейшем жить и учиться. «Несерьезное» отношение родителей к речевому развитию будущего первоклассника зачастую может приводить к тому, что такие основополагающие школьные предметы, как чтение и письмо, усваиваются через призму речевых нарушений, а значит не в полной мере и искаженно.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо :
1. К моменту поступления в школу правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
2. К шести годам безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист, лекарство, сковорода и т. д.
3. Уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук (начало, середина, конец); подбирать слова на заданный звук; определять количество слов в предложении; угадывать слово по определенным звукам (буквам); определять количество слогов в словах; и т. д.
4. Уметь грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный; и т. д.
5. Иметь достаточно большой словарный запас: использовать слова по назначению; подбирать синонимы (машина-автомобиль, красивый-прекрасный, антонимы (белый-чёрный, чистый-грязный, медленный-быстрый); владеть обобщающими понятиями (медведь, волк, заяц, лиса – животные).
6. Владеть связной речью : рассказыть о себе; составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин; пересказыть текст; описать игру, в которую играл; объяснять, что ему хочется.
7. Иметь достаточную сформированность мелкой моторики (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков. И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Необходимо отметить, что путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь. Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!