Наталья Ястребова
Рецензированная программа кружка «Палитра детских голосов» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Кружка «Палитра детских голосов»
(Младшая группа)
Автор – составитель: Ястребова Наталья Васильевна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Публикация «Рецензированная программа кружка „Палитра детских голосов“ в младшей группе» размещена в разделах
Важнейшей задачей эстетического воспитания школьников с отклонениями в развитии на традициях кубанской музыкальной культуры является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Цель программы : создание условий для развития личности. Воспитание нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей. Развитие эстетических и этических качеств и способностей школьников с нарушением интеллекта, которые обеспечат им наилучшую самореализацию в условиях современного общества.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- развитии на традициях кубанской музыкальной культуры;
- расширение поэтического и музыкального кругозора;
- развитие творческих способностей;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества;
- воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
- получение дополнительного музыкального образования, профессиональной подготовки.
Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития, вызванных нарушением интеллекта. Данная программа призвана решать следующие коррекционные задачи:
- развитие музыкально-певческих навыков;
- развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);
- развитие мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции);
- коррекция эмоционального состояния.
Вся деятельность вокально-хоровой группы «Палитра детских голосов» происходит под руководством педагога дополнительного образования.
В качестве главных методов программы избраны методы : стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ - это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.
- принцип успешности;
В основу разработки программы «Палитра детских голосов» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология.
.Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т. к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
.Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности. Имеет место варьирование (зависит от праздников и мероприятий).
Продолжительность образовательного процесса:
Дополнительная образовательная программа «Палитра детских голосов» рассчитана на 1 год обучения (2019 -2020уч. год.) и реализуется в объёме104 часа. Занятия с обучающимися проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. В состав группы входит 15 человек
Большое значение для творческого роста хора имеют его выступления. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют важные моральные качества. Здесь особое значение имеет чувство меры руководителя, его позиция как воспитателя.
Формы занятий
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Каждое занятие строится по схеме:
1. дыхательная гимнастика;
2. распевание;
3. пение вокализов;
4. работа над произведением;
5. анализ занятия;
6. задание на дом.
Программа предусматривает сочетание на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности: вокально-хоровой работы, музыкально-пластических движений, импровизаций, драматизации исполняемых произведений.
. По окончанию обучения учащиеся должны:
- иметь представление о вокально-хоровом исполнении;
- применять практические навыки вокального и хорового исполнения;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
- вести здоровый образ жизни.
Таблица тематического распределения количества часов
Содержание и виды работы Общее количество часов Теория Практика
Подготовительный этап (презентация объединения «Палитра детских голосов», набор и комплектация групп 5 5
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2
Основы вокального искусства. 20
3
17
Постановка голоса 20 5 15
Основы нотной грамоты 5 5
Слушание музыки и просмотр клипов 2 2
Развитие и культура речи 5 5
Работа с солистами 10 10
Музыкально-образовательные беседы 17 17
Речевые игры и упражнения 10 4 6
Сценическая культура и сценический образ 8 8
Итого: 104 34 70
2. Содержание курса.
Подготовительный этап (презентация объединения «Палитра детских голосов», набор и комплектация групп (5 часов)
Теоретическая часть. Презентация детского творческого объединения
«Палитра детских голосов» в ГКОУ КК школе – интернате, беседа с родителями и педагогами обучающихся. Набор и комплектование групп. Индивидуальное консультирование родителей воспитанников по интересующим их вопросам обучения их детей в детском объединении «Палитра детских голосов».
Используемые методы: словесный.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (2 часа).
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с дополнительной образовательной программой детского объединения «Палитра детских голосов» : разделами, расписанием занятий, требованиям.
Знакомство с инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изученным направлениям. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.
Используемые методы: Словесный, иллюстративно – демонстративный.
Основы вокального искусства. (20 часов)
Теоретическая часть: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение.
Практическая часть: Усвоение на практике учебного материала. Упражнения на : Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Текущий контроль
Постановка голоса (20 часов)
Теоретическая часть: Артикуляционный аппарат и его рабочее положение. Музыкальная распевка в пределах терции в мажоре и миноре.
Практическая часть: Проговаривание скороговорок. Исполнение песен, используя гласные и согласные звуки в процессе пения. Музыкальная распевка. Текущий контроль.
Основы нотной грамоты (5 часов)
Теоретическая часть: Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер.
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и цело торная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
2. Выучить название и написание всех длительностей;
3. Пение гаммы по нотам со словами и показом;
4. Пение песен по нотам;
5. Звучание интервалов и угадывание их на слух;
6. Запись ритмического рисунка;
7. Элементы контроля правильности пения по нотам;
8. Секреты устранения фальши.
Слушание музыки и просмотр клипов (2 часа)
Теоретическая часть: Рассказы педагога о происхождении музыки.
Практические занятия: просмотр видеороликов: «Великие композиторы», «Музыка – в нашей жизни».
Прослушивание музыки: современные детские, русско -народные произведения
Развитие и культура речи (5 часов)
Теоретическая часть:
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности : общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
1. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова – с. 161);
2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В. Емельянова с. 166-167);
3. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
4. Дыхательные упражнения по методике И. О. Исаевой (стр. 78-80);
5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И. О. Исаевой (с. 81-83).
Работа с солистами( 10 часов)
Теоретическая часть:
Тембр и динамика своего голоса.
Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
1. Выбор песни;
2. Заучивание текста;
3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Музыкально-образовательные беседы (17 часов)
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп, современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.
Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.
Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.
Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана
Национальная еврейская музыка.
Речевые игры и упражнения (10 часов)
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского (И. О. Исаева с. 158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И. О. Исаева, стр. 160-164).
Сценическая культура и сценический образ (8 часов)
Теоретическая часть: Сценическая этика, сценический образ, мимика, грим, Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры.
Практическая часть: Восприятие собственного голоса через Звуко-усилительное оборудование. Просмотр видеозаписей с правильным использованием оборудования. Практическое использование оборудование при исполнении. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и звук усилительное оборудование».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся
1.
2. Журавленко Н. И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
Литература для учителя
(обязательная)
1. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1963.
1.
3. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Литература для учителя
(дополнительная)
1. Андрианова Н. З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М. : 1999.
2. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
3. Емельянов Е. В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И. О. Исаева – М. : АСТ; Астрель, 2007.
5. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло. – СПб. : Питер, 2007.
Приложение 1
Методическое обеспечение программы :
• репертуарные сборники;
• аудио и видео материалы по вокалу (распевки, тренинги, фонопедические упражнения)
• набор фонограмм.
• учебно-методический комплекс по вокальным навыкам ансамблевого и сольного пения в том числе электронный.
• раздаточный материал (тексты песен, голосовые партии и др.)
• сценарии
• интернет-материалы
• видеозаписи выступлений
Средства реализации программы
• Аудио и видеокассеты, видеоролики
• Музыкальный центр
• диски
• микрофоны
• видеокамера
• фотоаппарат
• аккумуляторы для микрофонов
• компьютер с установленными программами
• помещение для занятий
• фортепиано
• сцена
• осветительная аппаратура и спецэффекты