Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Ребенок на пороге школы. Речевая готовность»

Ала Кожухарь
Семинар-практикум для педагогов «Ребенок на пороге школы. Речевая готовность»
▼ Скачать + Заказать документы

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

речевая готовность

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

учитель-логопед А. Кожухарь

Современная действительность предъявляет высокие требования к ребенку. В первую очередь это касается школьного образования. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе, особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, мы учим его думать.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Ребенок на пороге школы, Речевая готовность“» размещена в разделах

Готовность к школе - важный итог развития ребенка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного детства.

Поступление в школу- новый этап в жизни каждого ребенка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребенок осваивает новую роль- ученик, а вместе с тем и новые обязанности.

Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости.

Развитие детей, поступающих в школу, определяется как готовность к школьному обучению. В это понятие входит несколько компонентов: - интеллектуальная готовность; - личностная готовность; - физическая готовность; - речевая готовность. Формирование полноценной учебной деятельности возможно при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

Слайд 2. Звуковая сторона речи. Ребёнок умеет чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи дошкольника, применяем речевой и картинный материал. Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп, но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.

Страусы строят гнезда в сторонке.

Странными смотрятся эти воронки.

Ямки в песке роют быстро и просто

Стройные птицы высокого роста.

Слайд 3. А теперь вместе читаем медленно, четко проговаривая каждый звук: наша Маша под душем, моет шею и уши. А теперь быстрее, отчетливо произносим каждый звук: до поры остры топоры, топоры остры до поры.

При проговаривании стихов, не забываем про интонацию, паузы.

Все капризы у Оксанки

Соберем в большие санки,

Отвезем в далёкий бор

Дальше моря, дальше гор!

И оставим возле ёлки –

Пусть едят их злые волки!

Слайд 4. Фонематические процессы. Ребёнок умеет слышать, различать и дифференцировать (выделять) звуки родного языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только в группе, а и на прогулке, можете рекомендовать родителям.

Слайд 5. «Поймай звук» Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши («Поймать звук», когда услышит заданный звук. Например, «Хлопни в ладоши («поймай звук», когда услышишь в слове звук [С]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

Соня ноС кошка перец ноСки

мотоК лента мяч соК Кровать

«Корзинка слов» Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду, начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

• Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

• Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

«Цепочка слов» Называете слово-предмет. Например, ветер. Попросите ребенка назвать слово, начинающееся со звука Р. Рука. Следующее слово начинается со звука А.

Слайд 6. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.

Ребенок умеет : -выделять звуки из слов

-определять место звука в слове (начало, середина, конец)

-устанавливать последовательность звуков в слове

-знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.

Слайд 7. «Собери схему слова», «Придумай слово к схеме»

Слайд 8. Игра «Звукоед». Звукоед прилетел и в словах все звуки съел. Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед: забо, …ыба.

Слайд 9. Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например, Баран+ ка=? Мо + розы=? Ми + галка=?

Слайд 10. В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница». Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова. - Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босака — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги, лекосо-колесо)

Слайд 11. Грамматический строй речи. Ребёнок умеет изменять слова и образовывать новые. Словоизменение: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении. С этой целью полезно

поводить игры и упражнения: «Один — много» (образование множественного числа существительных) : стол — столы, дерево – деревья,

«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных) : Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- слИвовое, крем из сливок - …

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) : Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных) : У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

«Большой — маленький»упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик, ведро — ведерко

Слайд 11. К концу 6 года дошкольник понимает и использует в речи антонимы — подбирает пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий, состояния предметов (горячий — холодный, чувств человека (веселый — грустный, пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

6-летние дети начинают осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова: снег — снегопад, снеговик, Снегурочка, снегирь.

Слайд 12. Для отработки понимания и употребления предлогов в каждой группе есть настольная игра, разработанная Татьяной Александровной Барчан «Где мышонок?»

Слайд 13. Связная речь. Ребёнок умеет отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу, пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений. Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны быть родители, и вы, уважаемые воспитатели. Больше общайтесь с детьми. Читайте им книги. Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, как правило, имеют хорошо развитую связную речь. Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т. д. ; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т. д.

• Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.

• Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.

И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Ребенок на пороге школы. Речевая готовность»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 16:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Ребенок на пороге школы. Речевая готовность»» (включая файлы) размещена пользователем Ала Кожухарь (УИ 979286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД