Шамилова Зинаида Маабиевна
Реализация воспитательного потенциала области знаний правил дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «СОШ №1» г. Каспийска
Методическая разработка
На тему: «Реализация воспитательного потенциала области знаний «Правила дорожного движения»
Выполнила: Шамилова Зинаида Маабиевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»
г. Каспийск
Аннотация
Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5тыс. детей, около 30тыс. становятся инвалидами. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Педагогический опыт по данной теме изучен и обобщен профессором кафедры начального образования кандидатом педагогических наук ДИРО Ариповым Магомедом Ариповичем.
Публикация «Реализация воспитательного потенциала области знаний правил дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Этой проблеме и посвящена данная методическая разработка.
Данный материал будет полезен учащимся, преподавателям ОБЖ, педагогам-организаторам, классным руководителям при разработке внеклассных мероприятий. Методическая разработка содержит конкретные материалы, которые могут использовать педагоги в своей работе. Овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий для усвоения ПДД детьми в раннем возрасте. При использовании данной разработки задействованы многие направления деятельности : совместная деятельность учащихся, самостоятельная деятельность учащегося, познавательная деятельность, игровая деятельность, поисковая и т. д. Так же затрагиваются разные образовательные области : познание окружающего мира, развитие речи, художественно-эстетическое и музыкальное развитие.
При разработке данной программы я опиралась на теоретические положения в области ПДД, основам медицинских знаний, научные труды в сфере юношеского спорта, спортивной медицине и психологии, идеи здорового образа жизни, вопросы личностно-ориентированной педагогики, которая представляет собой воплощение гуманистической психологии и педагогики.
В современных условиях особенно важно обучить школьников правилам поведения на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их в сложных дорожных ситуациях. Одним из путей сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних являются коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Главной целью собственной педагогической деятельности считаю создание условий для формирования навыков безопасного поведения на дороге, способствование развитию познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.
Теоретической и методологической основами представленной раз работки являются: «Азбука дорожной науки : Учеб. Пособие для 1-4 кл. нач. шк.», Ковалько В. И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы», В. Н. Кирьянова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма : Методическое пособие», «Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника : учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования», Козловской Е. А. Козловского С. А. «Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования», Л. М. Гончарова «Правила дорожного движения для начальной школы», ГАИ МВД Республики Дагестан «Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения».
Экспериментальная работа по формированию основ безопасности дорожного движения у младших школьников
Работа проводилась с детьми младшего школьного возраста
1. Определение уровня знания детей по основам безопасности дорожного движения
Для выявления уровня знаний с детьми младшего школьного возраста была проведена диагностика.
Мы должны подготовить детей к встрече различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того, чтобы понять что именно дети знают, думают, чувствуют я использовала беседы (индивидуальные и фронтальные, мозговой штурм, дискуссии – это позволило избежать передачи уже известных им знаний, или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности. В то же время, опираясь на уже имеющихся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать соответствующую методику (тренинг, занятие, игра, чтение, беседа). Занятия провела используя системно-деятельностный подход, т. е. дети сами на основе заложенных ранее знаний, сами открывали новые. Это способствует применению добытых знаний в реальной жизни и на практике. Я думаю, что безопасность дорожного движения – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести на улице и на дорогах. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, нужно выделить совместно с детьми такие правила поведения, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят безопасность и здоровье. Для этого очень важно найти оптимальный вариант действий, а затем следить за их выполнением.
2. Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения младших школьников
Условий для ознакомления детей с основами безопасности дорожного движения.
Воспитательная среда. Во время работы я создала комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивым к стрессам, атмосферу тепла.
Пространственно- предметное окружение. Я создала пространство, где дети могут познакомиться с разными интересными материалами по основам безопасности дорожного движения. Это – художественная литература, плакаты, рисунки, альбомы, настольные игры, видеофильмы, и т. д. Здесь детям представляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие, и играть индивидуально и совместно с одноклассниками. Готовясь к проведению тематических утренников, вечеров, должна учитываться опыт детей. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственную активность, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять формирование в школьниках находчивость, самостоятельность, ловкость, привычку к труду. Важно воспитать уверенности в себе, воли. Такая работа мотивирует младших школьников к поиску более интересных информаций по основам безопасности дорожного движения.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Юрмин Г. «Ехала дорога», Маршак С. «Светофор», Савушкин С. «Я бегу через дорогу», Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Садовский «Дорожная азбука в картинках», Дружинина М. «Наш друг светофор», Андреев Н. «Автомобиль, автомобиль», Михалков «Моя улица», Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный!», Еремеев С. «Правила движения», Волков С. «Про правила дорожного движения», Тайдре Х. «Таня, Петя и Шарик на улице», Козловская Е. «Дорожная безопасность»; Книжка-пазл «Правила дорожного движения», Книжка пазл-игра «Гонка»).
Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности дорожного движения
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. «Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальское дело - он заплачет. Он хочет сам… И кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее», - В. М. Шукшин.
Таким образом, младший школьник знакомится с основами безопасности дорожного движения с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.