Получи документы

Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности

Надежда Отараева
Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы

(1 слайд) ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

(2 слайд) Родина, Отечество… Это у каждого человека свое, и оно на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где произнесены первые слова, где сделаны первые шаги, - именно это необходимо каждому человеку.

О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал ещё Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что «… до 6 лет ребенок должен познать место, где он родился и где живет: деревню, город.

Актуальность

Публикация «Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности» размещена в разделах

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с осетинской культурой.

В традициях национальной культуры дети черпают осетинские нравы, обычаи и осетинский дух свободы и творчества.

Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Актуальность заключается в том, что многие люди забыли о ценностях и традициях своего народа. Отмечается занятость родителей: домашним бытом, зарабатыванием денег, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.

Реализация в рамках Концепции воспитания в системе образования.

Мы как и все дошкольные учреждения используем такие программы как :

Программа экологического воспитания «Мой край – моя святыня» - Л. А. Бобылева, А. В. Султанова.

«Программа по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных учреждений» под редакцией К. Т. Джимиевой.

Моураова М. Л. «Дидактические игры и физминутки» (Методическое пособие, Джимиева К. Т. «Осетинский язык. Книга по обучению детей в детском саду». Каллагова Ф. Х. «Методические рекомендации по приобщению к традициям и культуре осетинского народа».

Методические пособия полилигвальной модели кафедры ЮНЕСКО СОГПИ.

(3 слайд) Целью нашей работы является построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребенка – дошкольника в мир культуры, духовную атмосферу родного края.

Начиная с сентября 2017 года, в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам осетинской языковой культуры т. к. наш детский сад является одним из десяти дошкольных учреждений в Северной Осетии которые принимают участие в эксперименте по полилингвальному обучению дошкольников.

С сентября 2017года, мы тесно стали работать с кафедрой ЮНЕСКО. Именно с помощью программы которая так же как и другие программы состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

(4, 5 слайд) По «Комплексно-тематическому планированию для детей 1-младшей группы» которая предоставила нам кафедра мы стали работать с детьми двух 1-младших групп.

Система работы с детьми дошкольного возраста по реализации регионального компонента, по социально-коммуникативному развитию перед собой ставим такие задачи как: развитие социализации через игровую деятельность, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, приобщение детей к социокультурным нормам и т. д.

(6, 7 слайд) Используем такие формы работы, как организация сюжетно-ролевых и театрализованных игр, чтение сказок, потешек, произведение русских и национальных писателей и поэтов, беседы о народных традициях. В работе по ознакомлению детей с родным краем используем следующие методы:

Наглядные – наблюдение, прогулки, экскурсии;

Практические - труд, дидактические, подвижные игры

Словесные - беседы, чтение худ. произведений, рассказы.

Организация образовательного процесса осуществляется на основе ведущего вида деятельности–игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

(8 слайд) Так же ЮНЕСКО предоставила нам физкультурные занятия для 1-младшей группы на осетинском языке и дополнительный материал, куда входят сказки и иллюстрации к ним, стихи, физминутки, пальчиковые игры.

С сентября 2018 года в нашем ДОУ по полилингвальному обучению участвуют уже четыре группы : две 1-младшие и две 2-младшие группы.

Духовно-нравственное воспитание детей по данному направлению, в современных условиях, оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех педагогов, детей и их родителей. Заметим, что существует проблема отчужденности у некоторых детей от языковой культуры и традиций осетинского народа. Такую особенность детской аудитории невозможно игнорировать, поэтому в качестве основных задач нашей работы мы выбрали следующие:

(9 слайд) Обучающие: - Дать детям общее представление о Республике Северная Осетия-Алания - Расширить круг сведений о традициях и культуре осетинского народа.

- Расширить и углубить знания детей о многонациональности республики.

- Знакомить детей с национальными традициями языковой культурой осетинского народа

(10 слайд) Развивающие :

- Формировать нравственные качества, такие как доброта, сострадание, трудолюбие;

- Формировать способы и средства познавательной деятельности.

-Формировать нравственно-патриотические качества –воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

- Вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОУ по формированию основ нравственного развития дошкольников путем приобщения к национальным традициям Осетии.

(11 слайд) Воспитывающие:

- Содействовать формированию уважительного и внимательного отношения к близким, способности к сопереживанию.

- Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине.

- Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, бережное отношение к окружающему миру.

(12, 13, 14 слайд) Для того чтобы решить поставленные задачи, в ДОУ была создана соответствующая предметно-развивающая среда, направленная на самореализацию ребенка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности; создание методического комплекса по основным направлениям развития дошкольников : физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Воспитатели нашего детского сада, при помощи родителей оформили групповые комнаты национальными орнаментами Осетии, осетинскими предметами быта. Посуда, игрушки, и многие национальные предметы, придали интерьеру групп своеобразную атмосферу, которая помогает детям помнить, о традициях и культуре своего народа. (15, 16 слайд) В целях приобщения детей к национальным традициям Осетии, дети часто играют в осетинские народные игры, разработана картотека подвижных и дидактических игр, которые проводятся на прогулке или в группах. На всех мероприятиях, утренниках и развлечениях в обязательном порядке используется национальный компонент: стихи, песни, танцы и т. д.

Разучивая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Это значительно расширяет кругозор воспитанников. (17, 18 слайд) Народные праздники и осетинские традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре. Интересно всегда проходят такие праздники, как новый год (ног аз, пасха (куадзан, джеоргуыба и т. д. Дети с помощью воспитателей и родителей, изготавливают все необходимое к празднику, разучивают песни, устраивают осетинские танцы, тем самым знакомятся с осетинским музыкальным фольклором, устным народным творчеством.

Дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

Большое внимание уделяем работе с родителями.

(19 слайд) Для эффективности в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные:

- Родительские собрания;

- дни открытых дверей;

- консультации (коллективные, индивидуальные)

- беседы;

- анкетирование.

Нетрадиционные:

- Консультация для детей ;

- беседы за круглом столом;

- экскурсии;

На основе народного творчества мы воспитываем патриотические чувства к родной земле – Осетии, родному языку, к осетинской культуре и истории нашего края.

(20 слайд) Рассматривая осетинский национальный костюм куклы, дети видят колорит, самобытность осетинского народа. Знакомятся с элементами узора. Через экскурсии, произведения литературы продолжаем знакомить с достопримечательностями города Владикавказа, родного села Гизель. Проводим целевые прогулки по ближайшим улицам знакомим, в честь кого они названы. Также знакомим дошкольников с знаменитыми людьми Северной Осетии, с осетинскими писателями и художниками. Для эффективности работы нами созданы перспективные планы с учетом тематических планов, календарные планы.

По программе К. Т. Джимиевой «Программа по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных учреждений» наша работа направлена на формирование национального самосознания, приобщения к осетинской культуре и развитию социальной уверенности является компилятивной (объединяющий различные разделы воспитательно-образовательного процесса, парциальной (по отношению к комплексным, открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации). Она основывается на следующих принципах обучения: в центре учебного процесса находится личность ребенка. Исходя из этого, был произведен отбор содержания обучения и определены формы организации учебного материала. Реализован личностно-ориентированный подход, т. е. учтены возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей. Процесс обучения осетинскому языку направлен на развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого ребенка. Обучение осетинскому языку направлено на формирование личности ребенка.

(21 слайд) В каждой возрастной группе определяются конкретные задачи по устному речевому общению детей на осетинском языке, применяются игровые образовательные технологии для их осуществления, перевод с русского языка на осетинский и с осетинского на русский язык.

Программа представлена следующими направлениями работы:

1. Связная речь (говорение)

2. Аудирование;

3. Звуковая культура речи (знакомство со звуками)

4. Активный и пассивный словарь;

5. Грамматический строй речи.

Цели данной программы реализуются на занятиях по возрастным группам, знания закрепляются в быту, во время игр и режимных моментов.

В содержание работы входят:

1. Расширение словаря:

-введение в активный словарь новых слов и понятий;

-развитие навыков и умений диалогической речи детей;

-участие в диалоге с использованием образцов и наглядности;

-участие в диалоге в старших группах без образца;

-рассказывание по зрительной опоре (игрушки, картинки, предметы);

-составление предложений из:

2- 3 слов - в младшей группе,

3- 4 слов - в средней группе,

4- 5 слов - в старших группах;

ответы на вопросы педагога; установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова.

2. Аудирование:

- учить воспринимать на слух тексты разной протяженности в разных - возрастных группах, а затем и воспроизвести их в точной последовательности;

- учить воспринимать на слух тексты стихотворений, загадок, звуковых зарядок, физкультминуток и т. д. и воспроизвести их;

- учить по словесному описанию педагога находить предмет, показывать картинки, принести, отнести и положить что-либо;

- учить инсценировать тексты художественной литературы, рассказывать стихи;

- учить переводить слова и предложения с осетинского на русский язык.

3. Знакомство со звуками:

- упражнять в произношении звуков: гъ, къ, хъ, тъ, пъ, дж, цъ, чъ, ы;

- работать во всех возрастных группах над дикцией;

-совершенствовать отчетливое произношение звуков в словах и интонационную выразительность речи.

4. Развитие грамматического строя:

- составление предложения по образцу и без него;

- составление предложения по содержательным опорам;

-формирование навыка образования множественного числа имен существительных, существительных в связке с другими частями речи;

- формирование умения отвечать на падежные вопросы по темам;

- формирование умения согласовывать слова в предложениях по числу и падежу.

5. Коммуникативные намерения:

-здороваться и прощаться (гас цу! Д бон хорз! Хрзбон! Фндараст);

- благодарить (бузныг, стыр бузныг);

- вежливо просить (бахатыр кн, д хорзхй);

- предлагать (табуафси).

(22 слайд) Цели и задачи образовательной работы по ознакомлению детей разных возрастных групп с культурным пространством РСО-Алания:

Младшая группа- воспитание любви и интереса к родному селу.

Средняя группа- воспитание любви к родному городу, селу, республике, формирование начальных знаний о родном городе, селе.

Старшая группа-осознание ценности памятников культуры и искусства. Воспитание детей в лучших традициях осетинской культуры.

Организованная образовательная деятельность направлена:

на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка;

на освоение новых сложных способов познавательной деятельности;

на осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения, специальных условий и управления со стороны педагога.

При организации организованной образовательной деятельности используется деятельностный подход: знания не даются в готовом виде, а постигаются путем анализа, сопоставления существенных признаков.

Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция: развитие математических представлений в процессе рисования; художественное творчество в процессе восприятия музыки; приобретение навыков счета в процессе игры в магазин или в больницу и т. п.

Такое обучение носит личностно-ориентированный характер, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, но и основных базисных характеристик личности, содержательно соответствующих возрасту.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой.

Осетинская культура, всегда отличалась своей высокой духовностью. Она происходит из глубины веков, неся с собой свои обычаи и традиции. В разные времена она помогала осетинскому народу не только выжить, но и сохранить свою честь, самобытность, высокую духовность и нравственность. Формирование основ нравственного развития личности дошкольника путем приобщения к национальным традициям, играет немаловажную роль в его воспитании, так как это развивает ум, формирует душу и обогащает речь. Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения была всегда актуальна. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечит устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. (23 слайд) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Видовое разнообразие растительности Сибирского края в рамках реализации вариативной части ООП ДОВидовое разнообразие растительности Сибирского края в рамках реализации вариативной части ООП ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Видовое разнообразие «Лесные дары Сибири — грибы» в рамках реализации вариативной части ООП ДОВидовое разнообразие «Лесные дары Сибири — грибы» в рамках реализации вариативной части ООП ДО В рамках реализации вариативной части ООП ДО, региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру конкретного региона,.

Видовое разнообразие растительности «Царство разнотравья и разноцветья» в рамках реализации вариативной части ООП ДОВидовое разнообразие растительности «Царство разнотравья и разноцветья» в рамках реализации вариативной части ООП ДО Уважаемые коллеги! В рамках реализации вариативной части ООП ДО, региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 13:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Отараева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД