Надежда Отараева
Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
(2 слайд) Родина, Отечество… Это у каждого человека свое, и оно на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где произнесены первые слова, где сделаны первые шаги, - именно это необходимо каждому человеку.
О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал ещё Я. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что «… до 6 лет ребенок должен познать место, где он родился и где живет: деревню, город.
Актуальность
Публикация «Реализация вариативной части основной образовательной программы и формирование основ нравственного развития личности» размещена в разделах
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с осетинской культурой.
В традициях национальной культуры дети черпают осетинские нравы, обычаи и осетинский дух свободы и творчества.
Проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Актуальность заключается в том, что многие люди забыли о ценностях и традициях своего народа. Отмечается занятость родителей: домашним бытом, зарабатыванием денег, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Реализация в рамках Концепции воспитания в системе образования.
Мы как и все дошкольные учреждения используем такие программы как :
Программа экологического воспитания «Мой край – моя святыня» - Л. А. Бобылева, А. В. Султанова.
«Программа по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных учреждений» под редакцией К. Т. Джимиевой.
Моураова М. Л. «Дидактические игры и физминутки» (Методическое пособие, Джимиева К. Т. «Осетинский язык. Книга по обучению детей в детском саду». Каллагова Ф. Х. «Методические рекомендации по приобщению к традициям и культуре осетинского народа».
Методические пособия полилигвальной модели кафедры ЮНЕСКО СОГПИ.
(3 слайд) Целью нашей работы является построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребенка – дошкольника в мир культуры, духовную атмосферу родного края.
Начиная с сентября 2017 года, в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам осетинской языковой культуры т. к. наш детский сад является одним из десяти дошкольных учреждений в Северной Осетии которые принимают участие в эксперименте по полилингвальному обучению дошкольников.
С сентября 2017года, мы тесно стали работать с кафедрой ЮНЕСКО. Именно с помощью программы которая так же как и другие программы состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
(4, 5 слайд) По «Комплексно-тематическому планированию для детей 1-младшей группы» которая предоставила нам кафедра мы стали работать с детьми двух 1-младших групп.
Система работы с детьми дошкольного возраста по реализации регионального компонента, по социально-коммуникативному развитию перед собой ставим такие задачи как: развитие социализации через игровую деятельность, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, приобщение детей к социокультурным нормам и т. д.
(6, 7 слайд) Используем такие формы работы, как организация сюжетно-ролевых и театрализованных игр, чтение сказок, потешек, произведение русских и национальных писателей и поэтов, беседы о народных традициях. В работе по ознакомлению детей с родным краем используем следующие методы:
Наглядные – наблюдение, прогулки, экскурсии;
Практические - труд, дидактические, подвижные игры
Словесные - беседы, чтение худ. произведений, рассказы.
Организация образовательного процесса осуществляется на основе ведущего вида деятельности–игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
(8 слайд) Так же ЮНЕСКО предоставила нам физкультурные занятия для 1-младшей группы на осетинском языке и дополнительный материал, куда входят сказки и иллюстрации к ним, стихи, физминутки, пальчиковые игры.
С сентября 2018 года в нашем ДОУ по полилингвальному обучению участвуют уже четыре группы : две 1-младшие и две 2-младшие группы.
Духовно-нравственное воспитание детей по данному направлению, в современных условиях, оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех педагогов, детей и их родителей. Заметим, что существует проблема отчужденности у некоторых детей от языковой культуры и традиций осетинского народа. Такую особенность детской аудитории невозможно игнорировать, поэтому в качестве основных задач нашей работы мы выбрали следующие:
(9 слайд) Обучающие: - Дать детям общее представление о Республике Северная Осетия-Алания - Расширить круг сведений о традициях и культуре осетинского народа.
- Расширить и углубить знания детей о многонациональности республики.
- Знакомить детей с национальными традициями языковой культурой осетинского народа
(10 слайд) Развивающие :
- Формировать нравственные качества, такие как доброта, сострадание, трудолюбие;
- Формировать способы и средства познавательной деятельности.
-Формировать нравственно-патриотические качества –воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОУ по формированию основ нравственного развития дошкольников путем приобщения к национальным традициям Осетии.
(11 слайд) Воспитывающие:
- Содействовать формированию уважительного и внимательного отношения к близким, способности к сопереживанию.
- Воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине.
- Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, бережное отношение к окружающему миру.
(12, 13, 14 слайд) Для того чтобы решить поставленные задачи, в ДОУ была создана соответствующая предметно-развивающая среда, направленная на самореализацию ребенка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности; создание методического комплекса по основным направлениям развития дошкольников : физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Воспитатели нашего детского сада, при помощи родителей оформили групповые комнаты национальными орнаментами Осетии, осетинскими предметами быта. Посуда, игрушки, и многие национальные предметы, придали интерьеру групп своеобразную атмосферу, которая помогает детям помнить, о традициях и культуре своего народа. (15, 16 слайд) В целях приобщения детей к национальным традициям Осетии, дети часто играют в осетинские народные игры, разработана картотека подвижных и дидактических игр, которые проводятся на прогулке или в группах. На всех мероприятиях, утренниках и развлечениях в обязательном порядке используется национальный компонент: стихи, песни, танцы и т. д.
Разучивая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Это значительно расширяет кругозор воспитанников. (17, 18 слайд) Народные праздники и осетинские традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре. Интересно всегда проходят такие праздники, как новый год (ног аз, пасха (куадзан, джеоргуыба и т. д. Дети с помощью воспитателей и родителей, изготавливают все необходимое к празднику, разучивают песни, устраивают осетинские танцы, тем самым знакомятся с осетинским музыкальным фольклором, устным народным творчеством.
Дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.
Большое внимание уделяем работе с родителями.
(19 слайд) Для эффективности в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные:
- Родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- консультации (коллективные, индивидуальные)
- беседы;
- анкетирование.
Нетрадиционные:
- Консультация для детей ;
- беседы за круглом столом;
- экскурсии;
На основе народного творчества мы воспитываем патриотические чувства к родной земле – Осетии, родному языку, к осетинской культуре и истории нашего края.
(20 слайд) Рассматривая осетинский национальный костюм куклы, дети видят колорит, самобытность осетинского народа. Знакомятся с элементами узора. Через экскурсии, произведения литературы продолжаем знакомить с достопримечательностями города Владикавказа, родного села Гизель. Проводим целевые прогулки по ближайшим улицам знакомим, в честь кого они названы. Также знакомим дошкольников с знаменитыми людьми Северной Осетии, с осетинскими писателями и художниками. Для эффективности работы нами созданы перспективные планы с учетом тематических планов, календарные планы.
По программе К. Т. Джимиевой «Программа по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных учреждений» наша работа направлена на формирование национального самосознания, приобщения к осетинской культуре и развитию социальной уверенности является компилятивной (объединяющий различные разделы воспитательно-образовательного процесса, парциальной (по отношению к комплексным, открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации). Она основывается на следующих принципах обучения: в центре учебного процесса находится личность ребенка. Исходя из этого, был произведен отбор содержания обучения и определены формы организации учебного материала. Реализован личностно-ориентированный подход, т. е. учтены возрастные, психологические и интеллектуальные особенности детей. Процесс обучения осетинскому языку направлен на развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого ребенка. Обучение осетинскому языку направлено на формирование личности ребенка.
(21 слайд) В каждой возрастной группе определяются конкретные задачи по устному речевому общению детей на осетинском языке, применяются игровые образовательные технологии для их осуществления, перевод с русского языка на осетинский и с осетинского на русский язык.
Программа представлена следующими направлениями работы:
1. Связная речь (говорение)
2. Аудирование;
3. Звуковая культура речи (знакомство со звуками)
4. Активный и пассивный словарь;
5. Грамматический строй речи.
Цели данной программы реализуются на занятиях по возрастным группам, знания закрепляются в быту, во время игр и режимных моментов.
В содержание работы входят:
1. Расширение словаря:
-введение в активный словарь новых слов и понятий;
-развитие навыков и умений диалогической речи детей;
-участие в диалоге с использованием образцов и наглядности;
-участие в диалоге в старших группах без образца;
-рассказывание по зрительной опоре (игрушки, картинки, предметы);
-составление предложений из:
2- 3 слов - в младшей группе,
3- 4 слов - в средней группе,
4- 5 слов - в старших группах;
ответы на вопросы педагога; установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова.
2. Аудирование:
- учить воспринимать на слух тексты разной протяженности в разных - возрастных группах, а затем и воспроизвести их в точной последовательности;
- учить воспринимать на слух тексты стихотворений, загадок, звуковых зарядок, физкультминуток и т. д. и воспроизвести их;
- учить по словесному описанию педагога находить предмет, показывать картинки, принести, отнести и положить что-либо;
- учить инсценировать тексты художественной литературы, рассказывать стихи;
- учить переводить слова и предложения с осетинского на русский язык.
3. Знакомство со звуками:
- упражнять в произношении звуков: гъ, къ, хъ, тъ, пъ, дж, цъ, чъ, ы;
- работать во всех возрастных группах над дикцией;
-совершенствовать отчетливое произношение звуков в словах и интонационную выразительность речи.
4. Развитие грамматического строя:
- составление предложения по образцу и без него;
- составление предложения по содержательным опорам;
-формирование навыка образования множественного числа имен существительных, существительных в связке с другими частями речи;
- формирование умения отвечать на падежные вопросы по темам;
- формирование умения согласовывать слова в предложениях по числу и падежу.
5. Коммуникативные намерения:
-здороваться и прощаться (гас цу! Д бон хорз! Хрзбон! Фндараст);
- благодарить (бузныг, стыр бузныг);
- вежливо просить (бахатыр кн, д хорзхй);
- предлагать (табуафси).
(22 слайд) Цели и задачи образовательной работы по ознакомлению детей разных возрастных групп с культурным пространством РСО-Алания:
Младшая группа- воспитание любви и интереса к родному селу.
Средняя группа- воспитание любви к родному городу, селу, республике, формирование начальных знаний о родном городе, селе.
Старшая группа-осознание ценности памятников культуры и искусства. Воспитание детей в лучших традициях осетинской культуры.
Организованная образовательная деятельность направлена:
на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка;
на освоение новых сложных способов познавательной деятельности;
на осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения, специальных условий и управления со стороны педагога.
При организации организованной образовательной деятельности используется деятельностный подход: знания не даются в готовом виде, а постигаются путем анализа, сопоставления существенных признаков.
Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция: развитие математических представлений в процессе рисования; художественное творчество в процессе восприятия музыки; приобретение навыков счета в процессе игры в магазин или в больницу и т. п.
Такое обучение носит личностно-ориентированный характер, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, но и основных базисных характеристик личности, содержательно соответствующих возрасту.
Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой.
Осетинская культура, всегда отличалась своей высокой духовностью. Она происходит из глубины веков, неся с собой свои обычаи и традиции. В разные времена она помогала осетинскому народу не только выжить, но и сохранить свою честь, самобытность, высокую духовность и нравственность. Формирование основ нравственного развития личности дошкольника путем приобщения к национальным традициям, играет немаловажную роль в его воспитании, так как это развивает ум, формирует душу и обогащает речь. Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения была всегда актуальна. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечит устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. (23 слайд) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!