Елена Горелова
Реализация вариативной части ООП детского сада «Березка» — «Безопасность для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический коллектив детского сада «Березка» уже несколько лет ведет систематическую работу по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности. Поэтому мы определили приоритетное направление в работе детского сада – «Безопасность для дошколят», которое является вариативной частью 40% ООП (основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Березка»). Педагогами детского сада составлен данный модуль на основе программы для ДОУ «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под. ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной).
Публикация «Реализация вариативной части ООП детского сада „Березка“ — „Безопасность для дошколят“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Темочки
Модуль «Безопасность для дошколят» предназначен для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных жизненных ситуациях.
Цель модуля — сформировать у детей навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Модуль состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми.
Организация обучения строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своеобразия домашних и бытовых условий.
В работе по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности выделены основные направления:
1. работа с детьми,
2. работа с родителями,
3. сотрудничество с социумом: ГИБДД, Поликлиника, Пожарная часть
Обучение детей происходит в процессе как специально организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка. Часть материалов изучается и закрепляется интегрировано в процессе реализации основной общеобразовательной программы. Количество групповой специально организованной совместной деятельностью взрослого и дошкольников составляет для детей 3-5 лет – 20 занятий, для детей 5-7 лет – 30 занятий в год.
Материалы модуля «Безопасность для дошколят» изучаются в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду : утренний, вечерний отрезки времени – индивидуально, на прогулке, во вторую половину дня – коллективно. Каждый день проводим «минутки безопасности».
Дошкольный возраст детей требует особых форм работы с ними, поэтому в детском саду создан театр «Жихарка», с участием любимца детей детского сада (куклой) Жихаркой, ознакомление детей происходит в виде занимательных игровых обучающих ситуаций, которые направленны на формирование основ безопасности жизнедеятельности.
В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, которая меняется в соответствии с темой недели. Подбираются атрибуты к сюжетно – ролевым играм, театры, художественная литература. Макеты: «Улица города», поселка, «Пожарная часть», развивающие плакаты - «В гостях у Мойдодыра», «Опасные предметы», «Кому, что нужно для работы». Дидактические игры - «часы безопасности», «опасно-неопасно», «лото безопасности», «я знаю, что можно, что нельзя», «помощники на дороге», «на чем люди ездят», «найди и назови», иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность», «Здоровье», «Транспорт» и др.
В ходе занятий: «Тили – бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!». «О правилах важных - пожаробезопасных». «Спички - причина пожара», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Осторожно, огонь» и другие. Дети знакомятся с правилами пожарной безопасности, учатся осторожному обращению с огнём, узнают о профессии пожарного. У них развивается понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Воспитатели объясняют, какой вред приносят игры с огнём. Мы знакомим старших дошкольников с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учимся правильно сообщать о пожаре по телефону. Во время опыта с горящей бумагой, дети выясняют, чего же боится, огонь и учатся тушить возгорание. Составляем модели-алгоритма «Действия человека при возникновении пожара дома». Отрабатываем последовательность действий в случае возникновения пожара. Проводим беседы: «Правила обращения с огнем», «Что делать, если загорелся телевизор» и др. Благодаря дидактическим играм, таким как: «разложи по порядку», «опасные предметы – источники пожара» «хорошо – плохо» и др. У детей формируется представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, - спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.
В процессе работы у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных. Дети узнают, как уберечь себя от ожогов, например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнают, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, учатся оказывать первую помощь при ожогах.
На занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика» и другие, дети в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.
В игровой форме формируем знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомим детей с ГИБДД, рассказываем о труде полицейского - регулировщика. Через сюжетно-ролевые игры «Автобус», расширяется круг правил поведения в общественном транспорте. В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по речевому развитию, художественно – эстетическому развитию постоянное внимание уделяем формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Для лучшего усвоения нового материала используются приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток. На участке детского сада размечена специальная площадка с переносными дорожными знаками. Дети с желанием обыгрывают, различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения.
С наступлением зимы, вместе с родителями оформляем мини – музей в фойе детского сада, где дети могут не только узнать об истории создания машин, о правилах дорожного движения, но и манипулировать моделями, обыгрывать и решать проблемные ситуации.
Дети с большим интересом посещают отдел ГИБДД и пожарную часть, которые оказывают нам особую помощь в пропаганде безопасного поведения. Сотрудники ГИБДД проводит с детьми беседы: «Кто есть кто на дороге», «История светофора», «Когда и где появились дорожные знаки», «Езда на велосипеде». В пожарной части детей знакомят с устройством пожарной машины, показывают пожарное снаряжение, объясняют для чего оно и как им пользоваться.
Для педагогов и родителей проводятся викторины с привлечением инспектора, где они решают проблемные ситуации поведения детей и взрослых на улице, не только обсуждают теоретические вопросы, но и выполняют практические задания. (“Я и мой ребенок на улице ”).
Совместно с музыкальным работником мы разучиваем песни «Запрещается – разрешается», «Сигналы светофора» и др., которые исполняем на развлечениях: «В стране дорожных знаков», «Веселое путешествие в страну светофорию» и др., для детей всех групп нашего сада, с участием «Жихарки».
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляем в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, получают консультативную помощь. Проводим анкетирование, опросы: «Мой взгляд на безопасность», «Причины дорожно-транспортных происшествий» и др. Через совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.
В приемных оформлены «Уголки безопасности», где выставляются памятки, папки передвижки для родителей по темам: «Правила перевозки детей в автомобиле», «Дорожно-транспортные происшествия», «Обучение детей наблюдательности на улице», «Безопасности детей в летний период», и др. Предлагается информация о современных учебно – методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности жизнедеятельности детей.
На занятии «Когда мамы нет дома», и других, дети изучают, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников формируется представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепляем номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступает в роли оставленного дома ребёнка.
На занятии «Сказка о колобке», разъясняем детям, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.
В ходе занятий и игр по всем блокам используем видео уроки: «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности (смешарики)», это помогает добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывают и показывают различные ситуации, происходящие с ними способы и правила выхода из них.
Реализация модуля «Безопасность для дошколят» показало, что
раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение детей необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье наших детей.