Мария Орел
Реализация тематического модуля «Здоровье» в образовательной области «Физическое развитие» в в соответствии с ФГОС до.
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация тематического модуля «Здоровье» в образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Подготовил:
Инструктор ФК М. В. Орел
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ произошла модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. ФГОС дошкольного образования разрабатываются впервые в российской истории, утверждены 1 сентября 2013 года.
Публикация «Реализация тематического модуля „Здоровье“ в образовательной области „Физическое развитие“ в в соответствии с ФГОС ДО,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При разработке Стандарта учтены:
• Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
• Возможности освоения ребенком основной образовательной программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт преследует цели:
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Решает задачи:
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
• сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
• формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные принципы образования. В Стандарте четко определены основные цели и задачи. Рассмотрим задачи направленные на «Физическое развитие». Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных видах их деятельности.
По ФГОС, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные принципы образования. В Стандарте четко определены основные цели и задачи. Рассмотрим задачи направленные на «Физическое развитие». Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных видах их деятельности. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным,не наносящим ущерба организму,выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки).Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Содержание Программы должно охватывать:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
«Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями : «Здоровье» и «Физическая культура».
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача в работе педагога дошкольного образования. И поэтому, ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, является главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы дошкольного отделения.
Взаимодействие всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников является основополагающим фактором реализации процесса интеграции образовательных областей. Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья.
Так при реализации образовательных областей в разновозрастных группах воспитатели применяют пальчиковые игры; упражнения для глаз; гимнастику (релаксация); массажеры для рук (орешки, палочки); проводятся тематические занятия «Мы любим спорт», «Мы гуляем», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», папка раздвижка «10 способов ведения здорового образа жизни», проводят спортивные состязания «Мама, папа и я – спортивная семья» и др.
Дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не разработать интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в дошкольном отделении выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Педагоги используют интернет-ресурсы в целях улучшения качества физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Проводя занятия, обращаем особое внимание на того ребенка, который боится или не уверен в своих действиях в выполнении того или иного упражнения, проводим индивидуальные занятия во второй половине дня или утром. Стараемся, чтобы ребенок понял и чувствовал себя уверенным в выполнении того или иного упражнения.
Таким образом, интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровьезбережению как ведущий принцип организации деятельности в дошкольном учреждении направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни.
Выдержано:
- N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.