Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ;
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего же зависит качество дошкольной организации?
- от качества работы воспитателя,
- от отношений, которые сложились в коллективе,
Публикация «Реализация системы оценки качества образования в ДОУ» размещена в разделах
- от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,
- от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);
– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)
Дошкольный стандарт — стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.
Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т. д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно, чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества.
Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :
- самообследование,
- диагностика,
- мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система, и сопоставляются факты.
Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.
Что же нужно оценивать?
Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.
Разберем все три момента подробнее.
1. Качество образовательного процесса :
Какие вопросы его оценивают :
1.1 качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);
1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
Каково же содержание процедуры оценки?
Содержание процедуры оценки включает вопросы об организации прогулки, организованной образовательной деятельности, использовании дидактических и режиссёрских игр, о подготовке педагогов к занятиям, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности и т. д.
Примечание: Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель, то это говорит об отсутствии качества образования, т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании.
В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса. (См. таблицы)
2. Качество образовательных условий :
В стандарте указано 5 групп требований:
• финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
• материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
• развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
• психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
• кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :
• содержательная насыщенность – наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
• вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
• трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
• полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;
• доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
• безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)
Для оценки мы используем сл. таблицы контроля. (См. таблицы)
3. Качество результатов ДО :
• динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
• соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО, воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)
Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)
Что же даёт система оценки?
Информация
Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.
Мотивация педагогов
Участие в оценке качества воспитателей, заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.
Формирование личности ребёнка
Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества. С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.
Коррекция действий
Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.
Как оценивать?
Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО.
В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)
Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.