Марина Цыбина Казакова
Реализация регионального компонента в образовательном процессе дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе основой системы образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса
Публикация «Реализация регионального компонента в образовательном процессе дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
• создание культурно-развивающей среды в ДОУ;
• подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;
• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;
• интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на этом этапе формируется личность ребёнка. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воздействия, которое начинается с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной. Современные дошкольники зачастую не испытывают чувства гордости за свою Родину. Во многих семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, родители всё меньше внимания уделяют детям. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, город. Формирование у детей любви к России необходимо начинать с понимания того, что их семья, родной дом, родной город является частью большой страны. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы все являемся. При этом необходимо создать условия для формирования у воспитанников эмоционально насыщенного образа дома, детского сада, родного города.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания является метод проектов, который развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В октябре 2020 года среди образовательных учреждений проходил городской конкурс-проект «Сказочная осень».
В рамках данного мероприятия в старшей группе МДОУ «Детский сад № 39» был реализован проект «Осень в зеркале воды».
Данный проект позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе родного города в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развить при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствовала установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполнило их творческой энергией.
Цель проекта : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Осень в зеркале воды».
Задачи:
- формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами родного города;
- познакомить с понятием «отражение»;
- учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость природы родного города;
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
Этапы проведения проекта
1. Тематический урок. (Сообщение теоретических сведений).
2. Экскурсия на территорию Городского парка к берегам реки Тезы. (Наблюдение за природными объектами и явлениями).
3. Мастер-класс. (Создание творческой работы по результатам увиденного на экскурсии).
К реализации проекта были привлечены родители группы. Важным аспектом, предусмотренным проектом, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.
Результатом реализации Регионального компонента посредством данной проектной деятельности являются следующие показатели:
• расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям;
• усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе;
• бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения;
• повышение познавательной и творческой активности дошкольников, сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности;
• повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках проектной деятельности позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовнонравственный потенциал дошкольника. Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств