Маргарита Козырева
Реализация регионального компонента через парциальную программу «Здравствуй, мир Белогорья»
Реализация регионального компонента через парциальную программу «Здравствуй, мир Белогорья!», в содержание дошкольного образования обусловлено необходимостью создания целостной, преемственной системы дошкольного и общего образования Белгородской области. Реализация регионального компонента начинается с того, что дошкольники должны понять, что страна начинается с малой Родины (своего города, села). Ребенок должен научиться интересоваться как историей своего города, так и его современным состоянием.
Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда закладывается основы личности и общечеловеческой культуры, складываются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.
Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью, становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области.
История Белогорья полна переломными событиями, самобытной культурой, военными подвигами и трудовыми достижениями. Богатый архитектурными памятниками, чудесными уголками природы родной край славен и своими людьми. Белгородцы помнят о тех, кто жил здесь до них, освобождал землю в годы Великой отечественной войны, трудился так, чтобы регион становился с каждым годом все прекрасней.
Теоретическую основу Регионального компонента составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека. В отсутствие, каких бы ни было общегосударственных идеологических установок, я считаю необходимым сначала дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой вселенной душа русского парода, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, памятниках, музыке, песне, живописи». (Д. Л Лихачёв).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Добиться достойной и счастливой жизни невозможно без опоры на опыт прошлых поколений, на самобытные традиции родного края. Именно поэтому, парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!», сегодня прилагаются усилия для сохранения плодотворной уникальности местной культуры. Это не изоляция и не замкнутость, а основополагающее условие универсальности, без которой немыслимо современное развитие общества.
Белгородский край, изобилующий природными богатствами, издавна привлекал земле - дельцов и ремесленников. Осваивая леса, луга и реки, наши далекие предки строили терема, похожие на пирамиды елей, плели кружева, похожие на березовую сень, расписывали цветами и птицами свое обыденное жилье. Изделия самобытных белгородских промыслов, созданные народными мастерами, рассказывали всему свету о неповторимой красоте Белгородской земля. И мы — наследники добрых традиций — гордимся родством со знаменитыми мастерами гончарным, кожевенным, столярным, кузнецким, ткацким, иконописным и ювелирным промыслом, ставших сегодня развитыми производствами.
История и культура нашего Белгородского края позволяет ввести в программу по воспитанию региональный компонент, парциальную программу «Здравствуй, мир Белогорья!» и создать основной фундамент для всестороннего гармоничного развития ребёнка. Это поможет понять - какими невидимыми нитями мы связаны с традициями, культурным наследием наших предков.
Социокультурные ценности не могут быть переданы напрямую через
воспитательное мероприятие, для освоения социокультурного опыта ребенку
необходимо соответствующее переживание, ощущение сопричастности. Культура народа, преданность Отчизне, гордость за свою страну не транслируется посредством педагогических воздействий, требуется кропотливая тонкая работа по «выращиванию» патриотических чувств. Истоки высших человеческих эмоций такие, как любовь к Родине, «лежат в переживаниях раннего детства» (А. В. Запорожец). Познавательное развитие дошкольника неотделимо от чувственного. В познавательном процессе когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты тесно переплетены и составляют единое целое: представления ребенка как элементы наглядно-образного мышления, яркие и насыщенные, часто трудно вербализируются, т. к. формируются в большей степени засчет непроизвольных процессов. В связи с выше указанным, ознакомление детей с малой Родиной, направленное на становления основ гражданской идентичности и патриотизма, целесообразно выстраивать как приобщение ребенка к социокультурным ценностям семьи, общества и государства посредством формирования и развития событийной общности детей и взрослых (В. В. Голоденко, 2015).
Содержание программы вариативно. Оно соответствует возрастным
возможностям, интересам, потребностям детей и родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские.
Программа предназначена для использования в различных организационных формах дошкольного образования, в центрах развития ребенка, детских клубах, семейных формах дошкольного образования.
Таким образом, реализация регионального компонента через парциальную программу «Здравствуй, мир Белогорья!» - обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса.