Светлана Яковлева
Реализация принципа индивидуальности обучения на основе использования педагогики М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста, уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка.
Публикация «Реализация принципа индивидуальности обучения на основе использования педагогики М, Монтессори» размещена в разделах
М. Монтессори нашла уникальный способ работы с каждым ребенком. Она много внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям и всегда утверждала, что «ребенок наделен великими возможностями». М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей обучения - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.
Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не на словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекает значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения. Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями современной педагогики. Так в ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а также важным становится содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом.
В рамках, определенных педагогом, ребенок может выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражняет свои чувства, более того, испытывает удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступает не по чьей-то указке, а по собственному желанию.
Большая роль отводится педагогу в Мнтессори-группе. Он должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Для этого мы разработали индивидуальные карты развития ребёнка, которые позволяют построить индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника. Это позволило нам определить, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность воспитателю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов, затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.
В нашей группе, согласно методике Монтессори, отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном коврике или столике, и прогресс его виден только по отношению к нему самому.
Развивающая предметно-пространственная среда, построенная по принципу педагогики Марии Монтессори помогает нашим детям самостоятельно выстраивать свою личность, используя свои внутренние потенциалы: ребенку представлена возможность свободно и самостоятельно в ней работать. В педагогике Марии Монтессори предметно-пространственная среда выполняет развивающую роль. Во взаимодействии с окружающим миром, специально организованной средой у детей развиваются качества, которые определяют саморазвитие, самоактуализацию, отношение к самому себе, образ самого себя, уровень самооценки и самостоятельность у детей. Это разумная структурная система, которая позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям, используя специально разработанные материалы.
Важными условиями в построении РППС по методике Марии Монтессори являются : дидактические материалы для самостоятельной работы, возможность выбора деятельности, педагогический метод наблюдения и др. Нами изготовлены ряд дидактических игр, соответствующих требованиям педагогики М. Монтессори : «Подбери по цвету», Рамки – вкладыши «Деревья и листья» и т. д.
В нашей группе соблюдены основные принципы построения предметно-пространственной среды:
-наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную и исследовательскую активность детей;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования;
- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Важное место в группе мы отводим зоне «практической жизни», которая включила в себя материалы, связанные с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций. Все пособия абсолютно доступны детям и находятся на высоте детского роста.
Здесь дети получают возможность самостоятельно действовать со всеми предоставленными материалами: пересыпать крупу, сравнивать свойства различных предметов, действовать с магнитами, зеркалом, весами, рассматривать мелкие предметы в микроскопе. Все манипуляции с предметами позволяют детям накопить тактильный, зрительный, осязательный опыт, определенные знания и представления о свойствах предметов.
Получая свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, он полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие дети реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить своё уникальное разнообразие. Каждый ребенок проявляет свои индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.
Таким образом, получая свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, он полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие дети реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить своё уникальное разнообразие. Каждый ребенок проявляет свои индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта.