Лучший педагог года

Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению

татьяна пустоутова
Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка. Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде, чем чтением. Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно.

Публикация «Особенности методики М, Монтессори обучения письму и чтению» размещена в разделах

Наблюдение за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно назвать материальными для развития «интуитивного чтения», так как целью работы с ними является прежде всего развитие языковой интуиции.

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал, что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению. Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением?

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением, так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Еще одно отличие письма от чтения состоит в том, что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме, не составляет для них в это время особого труда. Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо, является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению.

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно может читать звуки слова. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению.

Приведем классификацию материалов для чтения. Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы: материалы для чтения отдельных слов, последовательности слов и чтения предложений.

Предлагаем вниманию родителей некоторые дидактические Монтессори – материалы, с которыми знакомим ребенка в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение». Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов, названия, которых не содержит трудностей чтения, и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора: шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов, ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов, чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. «Классификация при чтении» завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов. Материал представляет собой двойной набор карт: рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями.

Метод М. Монтессори используется нами 3-й год. Наши результаты следующие. Из 21 ребенка группы в возрасте 5,5 лет - закончили букварь и стали читать детские книги - 7 детей, получив за это медали за освоение азбуки и детские книги. В возрасте 6 лет - 6 детей, читают небольшие рассказы из 4 предложений – 3 детей, по 1 предложению - 5 детей. И все это сверх базовой программы. Метод М. Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением методики Марии Монтессори в образовательной области «Социализация» Актуальность методики Марии Монтессори в образовательной области социализация. В группу пришло электронное.

Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.

Использование элементов методики Монтессори для создания предметно-пространственной среды Главный принцип методики Монтессори базируется на девизе: «Помоги мне это сделать самому!» и заключается в создании специальной развивающей.

Консультация для педагогов «Особенности обучения 6-летних первоклассников» Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно, преломляются через.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.

Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений»Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений» Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Трудности обучения детей чтению и письму. Трудности обучения детей чтению и письму. Почему сначала звуки, а потом буквы? Почему на пути к письменности не надо спешить с введение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению
Опубликовано: 29 января 2017 в 16:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению» (включая файлы) размещена пользователем татьяна пустоутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД