Ольга Шемотюк
Реализация познавательного и речевого развития дошкольников в системе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация познавательного и речевого развития дошкольников в системе экологического воспитания
«Мир, окружающий ребёнка это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой, Здесь, в природе,
вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Публикация «Реализация познавательного и речевого развития дошкольников в системе экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование личности через собственную деятельность, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности это цель современного дошкольного образования. Но проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания.
задачи познавательной деятельности
-Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
-Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
-Развитие творческих задатков и воображения.
-Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
-Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами
Формы по развитию познавательной деятельности
К основным формам, относятся:
-личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
-применение различных дидактических заданий и игр;
-использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,
-формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
В нашем детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.
Малыши не мыслят своей жизни без игры. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики».С детками мы сами стараемся готовить материал для проведения зарядки. Так для упражнения «собери грибочки» и «понюхаем цветочки», детки сами каждый себе на занятии сделал грибок, цветочки и мы смогли их использовать. После завтрака малыши работают с календарем природы.
Для расширения представлений детей о явлениях природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Играем с детьми в речевые дидактические игры экологического содержания, в процессе которых речь ребёнка обогащается новой лексикой.
Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Деткам очень нравиться играть в такие игры как: настольная игра «Целый год», «Как зовут тебя деревце»,«животные ассоциации»,домино «Обитатели леса», «экологическое лото», «в мире животных» и многие другие. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. На основе этих игр мы пытаемся создавать свои экологические игры, так как это не сложно. Стараемся вместе с детками рисовать карточки с животными, растениями. И детки уже знают, что у них есть собственные маленькие, но свои игры. Дети уже сами могут рассказать как играть, кто у них нарисован, в какой то степени развивают свое воображение.
Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. Дети часто просят прочитать им книги про Воронежский заповедник, как зимуют звери, как зимуют птицы. Чтение художественной литературы даёт начало экологическому сознанию. С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняют имеющиеся представления о предметах, явлениях. Наравне со сказкой и рассказом используем художественное стихотворение, оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. С детками стараемся до сочинять строчки стихотворений, что получается очень забавно и интересно. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Через стихотворение дети воспринимают красоту окружающей природы, знакомятся с богатым лексическим материалом. Природоведческая литература раскрыла детям явления неживой природы, помогла установить связи и отношения, существующие в природе.
Во время прогулки используем много подвижных игр. Деткам очень нравиться игра собери овощи. Мы стараемся сажать настоящий огород, но так как настоящие овощи мы собираем ближе к осени, мы выносим искусственные овощи, раскладываем их на грядке и по очереди детки собирают в корзинки, при этом рассказывают, что за овощ и, что можно из него приготовить. Происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Так как и на прогулке и в группе используют разные виды наглядности.
Рассматривание картин помогают решать разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, обобщать знания,. Картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредотачивать на них внимание, Важное значение оказывают живые беседы, опирающиеся на подлинные явления жизни. Беседуя, мы, будим в их памяти эпизоды и явления из пережитого ими и осознанного прошлого и расширяем возможность для упражнения речи. В холодный зимний день, мы вспоминаем о солнечном, жарком летнем дне, мы вывешиваем картины о лете. И в памяти детей воскресает многое, казалось, основательно забытое; и дети рассказывают о том, что было. Рассказ является той формой и образцом речи, который раньше других оказывает влияние на развитие их языка. Дети перенимают слова, выражения, интонацию и модуляцию голоса взрослого, который рассказывает о явлениях природы, о животных и растениях. Приём по слушанию речи, рассказыванию по картинкам является ценным.
Познавательное развитие в системе экологического воспитания предполагает использование экспериментов и опытов.. Опыт как способ решения познавательной задачи возникшей в процессе игр, труда или организованной образовательной деятельности. В результате анализа дети высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ решения, сравнивают результаты, делают выводы. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Проводим в группе разнообразные опыты: Исследование поверхности природного материала методом отпечатков, опыт с выяснением состава песка, опыт со снегом. Посадка семян в почву. С детками строим собственный маленький огород на окошке. И наблюдаем как у нас начинают расти растения. Детки в процессе так же рассказывают, задают вопросы, сочиняют мини стишки. Выясняем последствия загрязнение почвы бытовым мусором. Деткам очень нравиться играть в игру «Туристы в лесу», она учит детей бережно относиться к природе.
Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребёнка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребёнка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создаёт максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание и развитие речи со всем процессом развития личности маленького ребёнка.