Ольга Томилова
Реализация полилингвальной модели поликультурного образования (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития российской системы образования характеризуется инновационными процессами. В настоящее время в РСО-Алания идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение полилингвальности в пространство дошкольных образовательных учреждений. Полилингвальная модель образования подразумевает комплексный подход к развитию и воспитанию детей. Наличие языковой среды и ведение всего образовательного процесса на двух языках параллельно, способствуют развитию ребенка. Один из главных тезисов психолингвистики - «язык определяет мышление» - подразумевает, что именно от включения носителей языка в процесс образования с ранних лет, зависит то, как ребенок будет развиваться интеллектуально и личностно.
Публикация «Реализация полилингвальной модели поликультурного образования (из опыта работы)» размещена в разделах
Полилингвальное (в нашем случае билингвальное) образование понимается как целенаправленный процесс приобщения к осетинской и русской культуре средствами двух языков.
Одной из тенденций развития образования является ориентация принципа вариативности организации образовательного процесса, который дал возможность сегодня нашему педагогическому коллективу работать над реализацией полилингвальной модели поликультурного образования дошкольников.
Работа по использованию данной модели в воспитательно-образовательном процессе началась в нашем дошкольном образовательном учреждении в августе 2019 г. с изучения и разработки нормативно–правовых документов, регламентирующих эту деятельность:
• Постановление правительства РСО-А от 05.12.2017 г. № 452 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Национально-культурное развитие осетинского народа" на 2018-2020 годы»
• Постановление правительства РСО-А от 24 декабря 2020 года № 467 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Национально-культурное развитие осетинского народа" на 2021 - 2025 годы»
• План реализации полилингвальной (осетинско-русской) модели поликультурного образования в МБДОУ Д/с № 84
• Модель сопровождения развития ребенка в условиях реализации поликультурного дошкольного образования в МБДОУ Детский сад № 84.
• Положение о полилингвальной группе
• Изменения в содержание основной образовательной программы, обеспечивающие воспитательно-образовательный процесс на основе событийной полилингвальности.
• Методические материалы и пособия, разработанные кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ.
Были определены цель и задачи работы.
Цель: формирование поликультурной личности дошкольников в условиях двуязычия.
Задачи:
• реализовать основную образовательную программу в условиях развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада, работающих по полилингальной модели поликультурного образования.
• внедрять инновационные подходы к организации процесса обучения, воспитания и развития дошкольников на двух (осетинском и русском) языках.
• погрузить дошкольников в культурно-языковую среду и использовать параллельно два языка, как средства коммуникации и совместной деятельности.
• обеспечить реализацию полилингальной модели поликультурного образования дошкольников педагогами-носителями осетинского языка для ведения образовательной деятельности.
Цель и задачи реализуются в рамках содержания основной образовательной программы, которая разработана с учетом развития детей в рамках полилингвальной событийности, реализуемой педагогами как в специально организуемых образовательных ситуациях, так и в ситуациях естественной жизни, в режимных моментах.
В ДОУ была создана полилингвальная среда, которая предполагает свободу выбора мест для активной деятельности и образования детей, и подразумевает не обучение языку, а именно развитие детей посредством создания языковой среды.
Полилингвальное образовательное пространство представлено присутствием национально-регионального компонента во всех центрах детской деятельности. Здесь можно увидеть:
• картины и репродукции осетинских художников,
• предметы декоративно-прикладного искусства,
• образцы осетинского орнамента,
• предметы национальной одежды,
• произведения художественной литературы осетинских авторов,
• краеведческий материал,
• кукол в национальных костюмах (для обыгрывания ситуаций из быта осетинского народа, активного общения на родном языке,
• символику РСО-Алания и Российской Федерации.
В пространстве центров проходит мини погружение детей в языковую и культурную среду России и РСО-Алании. В них находятся предметы быта, дидактический и наглядный материал, игрушки, детские книжки на осетинском и русском языке, и др.
В учреждении имеется кабинет осетинского языка и мини-музей осетинской национальной культуры, где проводятся образовательные мероприятия, занятия, экскурсии и др.
Развивающая полилингвальная предметно-пространственная среда организована педагогами таким образом, чтобы она не отвлекала детей от образовательного процесса, а гармонично вписывалась в данный процесс, не нарушая его.
В детском саду разработан мониторинг оценки качества полилингвальной образовательной среды. Эта оценка направлена на комплексный анализ развивающих возможностей среды и развивающего потенциала с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для развития детей, формирования их социальных навыков и поликультурного компонента.
Целью мониторинга является оценка качества создания грамотной и комфортной полилингвальной образовательной среды для гармоничного развития и образования ребенка в условиях двуязычия и уважения культуры двух народов.
Критерии эффективности педагогического процесса в условиях сопровождения полилингвального образования дошкольников
Компоненты полилингвальной образовательной среды
Поликультурный компонент
Содействие принятию двух разных культур
Познавательно-деятельностный компонент
Проведение игр для развития мыслительных и интеллектуальных
навыков детей.
Использование книг и иллюстраций,
Использование видео и фотоматериалов.
Коммуникативный компонент
Удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в общении с носителями языка
Взаимодействие детей друг с другом
Комфортность условий реализации образовательной деятельности в рамках
Сопровождения полилингвальности детей и педагогов.
Проявление активной коммуникативной позиции
В образовательный процесс в рамках полилингвальности в нашем ДОУ поэтапно включаются:
• педагог осетинского языка,
• воспитатели группы (носители языка,
• музыкальные руководители,
• руководитель физического воспитания,
• помощники воспитателя (носитель языка).
На музыкальных занятиях дети знакомятся с национальными осетинскими и русскими музыкальными произведениями, инструментами, разучивают песни на осетинском языке. Руководитель физического воспитания использует осетинские и русские народные игры. Педагог осетинского языка обучает осетинской речи.
В реализации полилингвальной модели особое место, на наш взгляд, занимает устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Произведения детского фольклора широко используются педагогами в работе с детьми. Использование потешек, колыбельных, пословиц и поговорок в образовательной деятельности и в повседневной жизни активизирует речь ребенка. В этой работе большую помощь воспитателям оказывает интернет-приложение «Ирон чиныг», сборник колыбельных песен «Мады хур».
Также, на наш взгляд, в развитии речевых навыков большое значение имеет использование театрализованной деятельности, проведение различных конкурсов и других мероприятий.
Полилингвальная образовательная деятельность в ДОУ проводится с учетом уровня овладения языком, с использованием современных игровых технологий, наглядности, дидактических пособий и прочего материала.
Для обогащения образовательного процесса и условий для развития осетинской речи педагогами были изготовлены книги со сказками, стихами, пословицами, загадками на осетинском языке. Были собраны картотеки пальчиковых гимнастик, физкультминуток, подвижных игр, дидактических игр и пр.
Широко используются педагогами такие дидактические пособия как Круги Луллия, лэпбук, ковролининг и др.
Актуальной была и остается проблема взаимодействия детского сада и семьи по обучению детей осетинскому языку, т. к. в семьях зачастую отсутствует осетинская речь. А при отсутствии языковой среды в семье научить ребенка разговаривать на родном языке очень сложно. Поэтому перед педагогами была поставлена задача вовлечения родителей в образовательный процесс с использованием осетинского языка.
Для решения этой задачи педагогами проводятся консультации для родителей, мастер-классы, открытые совместные мероприятия, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные праздники, досуги, развлечения и другие формы работы. Для родителей изготавливаются буклеты, памятки и другой наглядный материал. А также, периодически, в соответствии с разработанной тематикой занятий, даются рекомендации по развитию осетинской речи.
В 2020 г., в рамках сетевого взаимодействия и обмена опытом работы по полилингвальной модели поликультурного образования, наш детский сад принимал представителей министерства образования Республики Алтай.
Воспитанники и педагоги полилингвальных групп являются активными участниками и призерами в различных конкурсах и мероприятиях муниципального и регионального уровня. А также во всероссийских конкурсах, рекомендованных нам для участия управлением образования АМС г. Владикавказа.
А это все и есть показатель результативности использования полилингвальной модели поликультурного образования.
Основными показателями результативности как целостной воспитательной системы являются:
• повышение уровня понимания и владения родным осетинским языком.
• формирование у детей социально значимых качеств, актуализация этнокультурной и гражданской идентичности, становление основ формирования поликультурной личности и др.
• создание условий, обеспечивающих оптимальное полилингвальное воспитание и обучение детей.
• удовлетворенность всех участников воспитательно-образовательного процесса проводимой работой в рамках полилингвального образования.
Работа над реализацией полилингвальной модели поликультурного образования в детском саду продолжается, и говорить об окончательных результатах пока рано. Но, тем не менее, нельзя не отметить, что явно наблюдается стабильная положительная динамика.
Ожидаемые результаты и перспективы реализации полилингвальной модели:
• понимание и владение детьми родной осетинской речью
• высокий уровень мотивации ребенка на общение с педагогами - носителями языка и сверстниками
• обогащение развивающей полилингвальной предметно-пространственной среды в пространстве ДОУ
• погружение дошкольника в языковую среду в рамках любых видов деятельности в режиме дня
• применение инновационных современных форм и методов работы.
• тиражирование практического опыта педагогического коллектива в процессе работы в рамках полилинвальности
• заинтересованность родителей в полилингвальности процесса реализации основной образовательной программы ДО.