Наталья Теребуха
Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка
Теребуха Наталья Николаевна, Феткуллина Жана Алексеевна,
ГБДОУ детский сад №16 Пушкинского района Санкт-Петербург
Аннотация. В статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, здоровье, безопасность.
Публикация «Реализация педагогических идей и целей в творческом союзе педагогов и родителей во благо здорового ребёнка» размещена в разделах
Здоровый ребёнок….что это такое?
Огромное счастье, надежда, успех.
Здоровый ребёнок-желанье простое,
Но самое важное всё же для всех!
Они улыбаются, если здоровы,
Они развиваются, шутят, шумят,
На край земли пойти мы готовы
Для наших родных и любимых ребят!
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. «Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Забота о здоровье ребёнка занимает приоритетные позиции, от того насколько успешно удастся сформировать у детей в детстве здоровые привычки, зависит в дальнейшем здоровый образ жизни и здоровье человека. Этому должно уделяться, как можно больше внимания в дошкольном учреждении.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение главной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
С детьми проводятся увлекательные беседы, игры с использованием интерактивных технологий SMART, где дети с удовольствием выполняют разные задания. Наряду с традиционными методами обучения в своей работе используем нетрадиционные приёмы и методы.
Таким образом, свою работу мы выстроили в блоки:
«Будь в безопасности»
«Будь энергичен»
«Будь в форме»
«Будь здоров»
Будь в безопасности. Дети по своим физиологическим способностям ещё не могут самостоятельно определить всю меру опасности, которая повсюду их окружает. Их двигательная активность, повышенная любознательность, стремление к самостоятельности, нередко приводит к травмам и опасным ситуациям. Поэтому с раннего детства необходимо воспитывать привычку пользоваться предметами быта, учить осторожно общаться с животными, кататься на велосипеде и т. д. Объяснять, как вести себя во дворе, на улице, дома.
Будь энергичен. Ребёнок энергичный - это ребёнок активный, решительный, деятельный, бодрый. На примере опытов и авторских игр мы объясняли детям, что наполняет наш организм энергией. Изготовили стенд «Подумай о том, что ты пьёшь?», где дети, выполняя игровое задание, самостоятельно определяли количество сахара в напитках: сок, вода, кока-кола, квас, молоко, лимонад. В «Дневниках здоровья» дети отмечали, что полезного и неполезного они ели.
Будь в форме. Движенье это жизнь – вот основная идея данного блока! При участии родителей были изготовлены игры на развитие глазомера, координации движений. Серия альбомов «Новое поколение за здоровый образ жизни», представляет собой рассказы родителей и детей, как проводится досуг в семье. Безумно интересной стала идея назначать в группе ребёнка-лидера на один день, лидер учил своему упражнению на утренней зарядке, рассказывал, что полезно есть и пить, как жить безопасно и многое другое.
Будь здоров.
Знает каждый, стар и млад,
Знает весь наш детский сад!
Здоровых ждёт всегда успех!
Будь здоров, скажу для всех!
Обсуждение с маленькими детьми таких понятий как «хорошо» и «плохо» не является эффективным. Для ребёнка необходимо предоставить такое пространство, в котором он бы смог проявить себя и свои творческие способности. В связи с этим с детьми в детском саду проводится опытно-экспериментальная работа.
Интересный опыт с картофелем помог детям понять, что на грязных руках живут микробы. Они потрогали один картофель грязными руками, а другой чистыми. Затем положили в разные пакеты и убрали в тёмное место. Через некоторое время дети были удивлены увиденным, на картофеле, который трогали грязными руками – выросли микробы.
Предметно-пространственная развивающая среда имеет огромное значения для формирования здорового образа жизни. В связи с этим в группе созданы разнообразные макеты и пособия.
Интерактивное пособие «Здравушка» имеет несколько функций:
дети на панно дерева с помощью карточек отображают своё настроение;
нотный стан для пения, уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их оздоровлению и укреплению иммунитета;
дидактические игры по теме «Здоровье».
«Волшебная пасека», уголок в группе, который позволяет познакомиться ребёнку с рядом полезных свойств мёда, узнать о пользе пчёл.
Интересное пособие «Футболка – массажёр», понравилось и детям, и родителям. Суть пособия заключается в следующем: на футболке изображена разметка автодороги; папа, придя уставший с работы, надевает футболку и ложиться на пол. Ребёнок не только играет машинкой, выполняя правила дорожного движения, но и делает папе массаж.
С макетом «Как важна гигиена человеку», дети самостоятельно проводили презентацию на младших группах.
Несмотря на то, что наш детский сад находиться в парковой зоне, экскурсии в природу особенно любят наши дети. Совместно с педагогом дополнительного образования на свежем воздухе воспитанники выполняют упражнения по экотанцпластике, дышат свежим воздухом, заряжаются энергией и позитивом.
Важно, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы. К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья. Для привития детям любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность, направленная на развитие физической культуры.
Работа эта должна охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Именно поэтому, мы уделяем большое внимание вопросам здоровьесбережения детей и их
безопасности.
Активными участниками образовательного процесса являются родители, они принимают активное участие в изготовлении макетов, дидактических игр, участвуют в конкурсах. Одним из последних конкурс рисунков совместно с детьми «Здоровьесбережение, здоровьесохранение».
Безусловно, работа по формированию здорового образа жизни процесс непрерывный, впереди ещё много замыслов и идей!
Литература
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008.